ФОТО: euro-scene.de |
Спектакль "Отель Про Форма" "Теремин" с самого начала позиционировался как ключевое событие фестиваля. Более того, изначально речь шла именно о московских гастролях этого театра, и уже оказавшись в Дании, дирекция "Балтдома" решила расширить представительство хорошей культуры на российской театральной сцене. В программу вошли два представления Датского театра танца "Парк животных" и "Мел", соединившиеся в вечер одноактных балетов. В первом из них хореограф Тим Раштон рассказывает на языке современного танца о животном начале, присутствующем в людях. Соперничество и сексуальное желание – две формы его существования. В плавных, словно вписанных в окружности разных диаметров движениях танцовщиков становится видимой некая сила, делающая людей похожими друг на друга, а всех вместе – похожими на животных. Персонажи свободны от индивидуальных границ, каждый из них всего лишь часть природного мира, но одновременно и капля, в которой вся эта природная стихия способна проявиться. "Мел" – спектакль, на первый взгляд, противоположный по замыслу. Он посвящен смерти и ритуальному похоронному обряду. На доске, расположенной в глубине сцены, мелом пишутся и зачеркиваются слова типа "бог" и "время", обводятся контуры людей, замерших в разных позах, а в финале одна из участниц почти растворяется в этой деревянной стене, вжавшись в фигуру распятия. Однако все эти религиозные мотивы связаны не столько напрямую с христианством, сколько с культурой культов – то есть, как и в "Парке животных", главным персонажем становится внеперсональная сила, которая может людей захватывать, но ей же могут отдаваться и добровольно.
Второй спектакль фестиваля – совместный проект датского театра "Вендюссель" и Петербургского театрального товарищества "Комик-трест". Роман датского писателя XVII в. "Путешествие Нильса Клима в подземный мир" оказался поводом для смешения клоунады, пантомимы, черного юмора и шутливо-агрессивного взаимодействия со зрительным залом (некоторым из моих знакомых заклеили рот и связали руки). Все перечисленные "безобразия" происходят в сопровождении живой музыкой мультиинструменталиста Михаила Огородова.
Музыка стала главной темой и спектакля "Теремин". Хотя постановки театра "Отель Про Форма" довольно сложно называть спектаклями. Под художественным руководством Кирстен Делхольм, имеющей именно художественное, а не театральное образование, они сочиняют что-то вроде архитектурно-визуальных перформансов. "Я работаю, прежде всего, с восприятием и только потом с образами", – говорит режиссер. Правда, в этот раз в центре оказалось не зрительное, а слуховое восприятие. "Теремин" – это документальная фантазия о жизни Льва Сергеевича Термена, советско-российского инженера и музыканта. "Документальная" – потому что строго опирается на биографию ученого. Он с детства играл на виолончели, в юности работал в Америке, был отправлен по возвращении оттуда на Колыму (впрочем, в спектакле не слишком документально Колыма называется частью Сибири), "спасен" КГБ и изобретал для спецслужб подслушивающие устройства. Но главное, в 1920 г. он придумал почти метафизический музыкальный инструмент – бесконтактный терменвокс. Для извлечения звуков нужно лишь совершать движения (внешне очень красивые) в воздухе, и этот воздух тут же наполняется звуками. Как раз здесь и начинается фантазия, она, же, впрочем, завораживающая метафора, о живом, пульсирующем пространстве, в котором звучит все, что туда попадает. Актриса Сара Боберг на разные технически искаженные голоса пересказывает жизнь Термена, увиденную взглядом окружавших его женщин: матери, сестер, жен, дочерей. На светящейся сцене четверо детей играют на терменвоксах, а двое мужчин-актеров пересаживаются со стула на стул или замирают в неестественных позах. На экране тем временем проходит история XX века. Научные термины и изобретения, физические графики и диаграммы, исторические даты, бюрократические сокращения, принятые в лагерях (АСА – антисоветская агитация, ЧС – член семьи, ВАТ – восхваление американской техники, КРД – контрреволюционная деятельность), судьбы людей, наконец, – все это приобретает магическое звучание, и от всего остается в итоге только мелодия, красивые движения в воздухе. В финале спектакля Лидия Кавина, внучатая племянница Термена, дала мастер-класс игры на терменвоксе.