Древние финны катались на костях

Читать в полной версии →
Находка, сделанная археологами в южной Финляндии, позволяет говорить о том, что древние люди использовали катание на коньках для сокращения расхода энергии при многокилометровых путешествиях




Родиной хоккея, как известно, считается Канада, хотя США и пытаются отобрать это звание у своего северного соседа. А вот о том, когда и где появились первые коньки, ученые спорят и по сей день. Большинство историков спорта склоняются к тому, что первые железные коньки с металлическим лезвием были изготовлены в XIII - XIV вв. в Голландии. Там же, по мнению многих, зародилось фигурное катание. Однако находка, сделанная британскими и итальянскими археологами, позволяет сделать вывод, что прообраз современных коньков появился намного раньше и совсем в другой части Европы.

В журнале The Biological Journal of the Linnean Society of London доктор Фредерико Форменти и профессор Альберто Минетти из Оксфордского университета изложили факты, доказывающие, что родиной коньков была южная Финляндия, изобилующая озерами, которые примерно треть календарного года скованы льдом. По словам исследователей, именно там археологам удалось обнаружить приспособления, сделанные из костей животных, по своей форме и предназначению напоминающие коньки. Возраст находки составляет около 5 тыс. лет, а сама находка датирована 3000 г. до нашей эры. Ранее аналогичные находки были обнаружены в странах современной Восточной и Центральной Европы, однако тогда речь шла лишь о фрагментах "коньков", и археологи затруднялись говорить о назначении найденных изделий. Теперь же, утверждают ученые, древнее приспособление предстало целиком.

"Для жителей Европы 5000-летней давности эти коньки вряд ли были средством развлечений или хобби, так как условия, в которых приходилось обитать древним европейцам, были далеки от идеальных, - отметил Фредерико Форменти. - Скорее всего, коньки были функциональным средством передвижения, помогавшим экономить на переходах замерзших водоемов время и драгоценную энергию. Я убежден в том, что человек впервые сделал коньки, чтобы ограничить расход энергии, затрачиваемой на ежедневные переходы и путешествия. Позднее по этой же причине были изобретены лыжи и велосипед".

Говоря о том, на что было похоже катание на таких коньках, итальянский ученый отметил, что, по его собственному впечатлению, это занятие было "очень даже забавным". По мнению экспертов, вероятнее всего, первые конькобежцы, становились на два полоза из лошадиных костей и отталкивались палкой, как гондольеры. При этом Форменти отметил, что по сравнению с нынешними металлическими лезвиями кости по своей природе обладают очень низким коэффициентом трения, поскольку в них имеются частицы жира. Вместе с тем первые финские конькобежцы, скорее всего, не могли похвастать высокими скоростями: группе исследователей удалось добиться средней скорости лишь в 8 км/ч, тогда как современные спортсмены способны разгоняться до 60 км/час.

Тем не менее даже такие примитивные лезвия позволяли людям экономить до 10% энергии, которую они истратили бы, путешествуя на то же расстояние пешком, что в условиях зимней нехватки еды очень важно. Но именно в южной Финляндии эффективность такого средства передвижения была максимальна. К такому выводу ученые пришли в результате двухэтапного исследования. Сначала добровольцам предлагалось опробовать коньки, сделанные по образцам археологических находок, на покрытом льдом озере в Альпах. При этом были измерены сердечные ритмы, объем вдыхаемого кислорода и скорость катания. А затем были сделаны аналогичные замеры во время 240 десятикилометровых забегов на древнейших коньках в разных регионах Европы. И если в Финляндии испытуемые экономили до 10% энергии, то в Норвегии - максимум 3%, а в Германии, Швеции и той же Голландии - и вовсе около 1%.

"Исследование подтвердило гипотезу о том, что древние финны, похоже, больше остальных нуждались в таком приспособлении, которое помогло бы им сэкономить энергию при путешествии, - отмечают ученые. - При том, что в то время соотношение между энергией, получаемой с пищей, и энергией, необходимой для жизни, было критическим, минимизация затрат при передвижении, возможно, помогла людям выжить в суровых условиях".

Алексей ГУСЕВ |
Выбор читателей