ФОТО: tabakerka.ru |
Еще два слова о романе, и бог с ним – не романы же, в конце концов, ходят в театры смотреть (туда ходят смотреть на актеров, костюмы и режиссерскую мысль – всего этого в спектакле Богомолова хватает). "Процесс" – великое произведение о природной жалкости человеческого существования. В том смысле, что эта жалкость заложена в природе общества: если любого человека обвинить, то вина уже не важна. В одно прекрасное утро к Йозефу К. заявляются два гостя и сообщают, что над ним начался процесс. Вступая с ними в спор, К. этот процесс разрешает и продолжает. И что бы он ни делал дальше – отмахивался, смеялся, делал вид, что ему безразлично, – он уже стал участником. Он приходит вовремя к заседанию суда и прислушивается к разговорам в доме адвоката. Он заранее подсудимый и заранее осужденный. Словом, человек обречен. Кафка умудрился сделать из этой мысли откровение: он написал о ней так просто и так обыденно, что не увлечься ею невозможно. У Кафки очень много интерпретаторов, и одна из наиболее популярных точек зрения – считать его религиозным писателем. Дескать, не о жизни он писал – о судьбе, не о законах – о миропорядке, не о случайности существования – о божественном провидении. Богомолов, будучи к тому же еще и филологом, версию эту наверняка слышал и по всему согласился с нею.
Фото: tabakerka.ru |
"Процесс" – очень стильный и целостный спектакль. Окружение К. в дырявых на спинах костюмах (художник Лариса Ломакина) с самого начала принадлежит другому миру – миру кукол, машин и самоуверенного небытия. Что похотливая прачка (Яна Сексте, исполняющая большинство женских ролей, – несомненная звезда этой постановки), что упивающийся своей забитостью другой обвиняемый (Сергей Угрюмов), что улыбчивый художник (Игорь Верник), выдающий за картины иллюстрации из анатомического атласа, – кажется, что они тени или отражения, привидевшиеся К. в зеркалах. Отовсюду на К. глядит его довольная смерть.
Тут стоит сказать, что работа Богомолова и актеров "Табакерки", несмотря на общую мрачность темы, вышла ужасно смешная. В списке актеров напротив каждого тянет сделать пометку "блестящая игра". Только в одном месте режиссерская конструкция не справилась с потоком романа, и он, несмотря на актерское мастерство, хлынул наружу. Монолог священника (Борис Плотников) оказался самой затянутой и скучной сценой. Рациональный панцирь и игра в классики "Процессу" Кафки несомненно очень к лицу, но не слишком подходят по размеру – трещат по швам. Никакой Кафка все-таки не пророк, а просто замечательный писатель. Но с органом Богомолов хорошо придумал.