Из чрева Парижа

Читать в полной версии →
Выставка работ Анри де Тулуз-Лотрека, превосходного художника, сумевшего проникнуть в самое чрево бурной парижской жизни конца XIX столетия, открывается в залах Третьяковской галереи


ФОТО: museum.ru



В последние годы в выставочной деятельности двух крупнейших московских музеев – Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств, наметилась парадоксальная тенденция. ГМИИ, обладающий прекрасным собранием западноевропейского искусства, все чаще открывает временные экспозиции, сделанные на русском материале, в то время как Третьяковка регулярно привозит из-за рубежа блестящие "иностранные" проекты. Пока в залах на Волхонке размещаются выставки, построенные по принципу необычайно актуальной в семидесятые годы концепции "свое/чужое", на другом берегу Москвы-реки зрители наслаждаются сокровищами крупнейших картинных галерей Европы.

Разумеется, все дело в цене вопроса. Составить экспозицию на основе собственных фондов, дополнив ее произведениями из столичных и провинциальных собраний, значительно менее накладно, чем проплачивать зарубежный проект. Рассуждать, почему у Третьяковки денег больше, довольно бессмысленно. Тут срабатывает и традиционная любовь всевозможного начальства к родным "русским березкам", и более гибкая внутренняя политика руководства, обеспечивающего работу профессиональных менеджеров, которые, в свою очередь, роют землю в поисках подходящих спонсоров. Беда в том, что в обоих случаях с материалом часто работают непрофессионалы. Специалисты, занимающиеся европейским искусством, вынуждены в срочном порядке осваивать неведомый им русский материал, в то время как их заречные коллеги мучительно формируют выставки из западных собраний. Не удивительно, что и те и другие порой "льют воду в решето" и допускают всевозможные неприятные промахи.

Как бы то ни было, очередной выставочный проект, посвященный превосходному французскому мастеру Анри де Тулуз-Лотреку, открывается в залах Третьяковской галереи. Тулуз-Лотрек – один из самых талантливых художников своего времени. Тесные связи с театром и кабаре, а также близкое знакомство этого отпрыска аристократического рода с представителями полусвета обеспечили ему прочное место в истории парижской богемы.


Фото: museum.ru

С раннего детства Тулуз-Лотрек страдал тяжелым увечьем. Его родители состояли в относительно близком родстве, и у графского отпрыска обнаружился тяжелейший дефект развития – у него перестали расти ноги. Малоподвижный образ жизни, протекавшей теперь в основном в пределах фешенебельных клиник, мальчик компенсировал бесконечным рисованием. Затем последовало обучение в студиях виднейших парижских мэтров и увлечение модной в ту эпоху японской гравюрой – именно она позволила художнику разработать собственный стиль.

В то время как его талантливые современники Ван Гог, Гоген и Сезанн экспериментировали с масляными красками, Тулуз-Лотрек оказался новатором прежде всего в области графики и книжной иллюстрации. Афиши и рекламные плакаты, серии литографий, посвященные актрисам, книжные иллюстрации, рисунки для журналов и графические портреты случайных знакомых (а таковых было немало) составляют лучшую часть его творческого наследия.

Большая часть произведений, вошедших в экспозицию выставки "Тулуз-Лотрек. Парижские удовольствия", происходит из собрания Жака Дусе – известного коллекционера и мецената, современника художника. Сегодня эта уникальная коллекция хранится в фондах Национального института истории искусств Франции.

Выставка работает с 19 февраля по 4 мая

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей