|
В конце марта глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин заявил, что за последние восемь лет количество отечественных долларовых миллиардеров выросло с нескольких человек до сотни с лишним. По их числу Россия твердо вышла на второе место в мире после Соединенных Штатов Америки, что, однако, "не соответствует масштабам экономики и уровню развития нашей страны". Растет и число миллионеров: в прошлом году Merrill Lynch и консалтинговая компания Capgemini Group в своем ежегодном "World Wealth Report" сообщили о наличии в РФ 119 тысяч долларовых миллионеров, причем эта категория граждан растет с потрясающей быстротой: на 15% - 17% в год (быстрее только в Сингапуре и Индии – более чем на 20%). А по оценкам некоторых экспертов, и эти цифры занижены, ведь немалая часть российской экономики (до 40%) по-прежнему пребывает "в тени", а значит, там же находится и известная доля миллионеров (таких Корейко может найтись еще тысяч 40). О бурном росте благосостояния богатых россиян свидетельствует и другой показатель: согласно оценкам международной консалтинговой компании Knight Frank, Россия занимает третье место в мире по росту цен на элитное жилье (30% за 2007 год).
Однако прирост популяции сверхбогатых граждан отнюдь не способствует благоденствию российского общества в целом. По словам Степашина, с 2000 г. реальные доходы населения увеличиваются в среднем на 10% в год и при этом разрыв в уровне доходов не только не сокращается, но продолжает расти, достигая критического уровня. По данным Росстата, разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян увеличился с 13,9 раза в 2000 г. до 15,3 раза в 2006 году. А по оценкам Центрального экономико-математического института РАН разрыв куда больше – 30 раз. В Москве же этот показатель вообще зашкаливает: доходы у самых богатых больше, чем у бедных, в 40 – 50 раз.
Такой перекос – серьезная потенциальная угроза стабильности государства и общества, требующая повышенного внимания со стороны государства. "Государство должно выработать грамотную и эффективную политику доходов, с тем чтобы предотвратить риски, которыми чревата консервация глубокого имущественного и социального неравенства", – резюмировал глава Счетной палаты. Верные слова, как верно и то, что нужно укреплять в России средний класс. Однако что конкретно можно сделать для уменьшения разрыва в доходах богатых и бедных россиян – вопрос открытый. Особенно в нынешних условиях, когда в стране процветает лишь крупный бизнес и свыше 80% капитала сосредоточено в столице и нескольких крупных промышленных центрах.
Наиболее очевидный путь – частично перераспределять доходы посредством системы налогообложения. Однако здесь правительство, опасаясь ухода доходов "в тень", всячески старается не переусердствовать. В частности, применяется спорная с экономической и моральной точек зрения "плоская" ставка НДФЛ: и миллионер, и пенсионер платят налог на свой доход в размере 13% (тогда как в большинстве стран мира с увеличением дохода растет и ставка налога). На днях Минфин пообещал сохранить такой порядок и на долгосрочную перспективу, что нашло свое отражение в основных направлениях налоговой политики на 2009 - 2011 годы. В этом документе отмечается, что, вопреки мировому опыту, в России плоская шкала применяется успешно, а то, что налоговая система все-таки недостаточно эффективна – так этому виной особенности ее практического применения, а также проблемы судебной системы, органов государственной власти и управления в целом.
Впрочем, поляризация богатства и бедности происходит не только у нас в стране. В прошлогоднем World Wealth Report отмечается, что во всем мире миллионеров стало на 8,3% больше (9,5 миллиона человек), а их совокупное состояние увеличилось на 11,2% (до $37,2 триллиона). Если учесть, что рост мирового ВВП составлял около 5%, то очевидно, что более половины наращенного толстосумами богатства "перетекло" к ним от других слоев населения планеты. Например, из Африки, где за десять лет число бедных увеличилось вдвое.
И нет никаких оснований надеяться, что поляризация бедности и богатства в мире прекратится. Современная экономика и технологии позволяют создавать практически неограниченные состояния в довольно короткие сроки, а насаждаемая культура потребления стимулирует всех заниматься именно этим – в меру своих сил и возможностей. Зарабатывай больше, чтобы больше тратить и жить "качественнее" – таков девиз как отдельных индивидуумов, так и целых государств. Однако мировое богатство ограничено, и если одни сосредотачивают в своих руках все большую его долю, то у кого-то доля станет меньше. В настоящее время быстро богатеют целые государства – развивающиеся экономики вроде Китая и Индии. Промышленно развитые страны, используя технологическое превосходство, тоже наращивают богатство (Северная Америка и Западная Европа совокупно контролируют свыше 70% мировых активов). Значит, рост богатства идет за счет "аутсайдеров" мировой экономики – это, в основном, страны Африки и Латинской Америки.
Еще недавно экономисты возлагали большие надежды на глобализацию и либерализацию мировой торговли. Дескать, эти процессы уравняют возможности всех стран и регионов в доступе к благам современной экономики и значительно сократят разрыв между богатством и нищетой. Однако на деле получилось наоборот: большинство экономически депрессивных регионов, устранив протекционистские барьеры, стали еще менее жизнеспособны. Например, такие страны, как Нигерия и Замбия, снизив (по настоянию влиятельных членов ВТО) уровень защиты внутреннего рынка, лишились своей текстильной промышленности.
Некоторые эксперты говорят, что глобализация экономики и либерализация мировой торговли – это новый способ владычества развитых стран над всеми остальными, своего рода колониализм, освободиться от которого практически невозможно. В нынешнем многополярном мире идет формирование двух главных полюсов – богатства и бедности, и все, расталкивая друг друга, борются за близость к первому из них.