|
Министр регионального развития Дмитрий Козак считает, что регионы вполне могут самостоятельно распоряжаться федеральным имуществом, экологическим, техническим, промышленным и санитарно-эпидемиологическим надзором, а также защитой прав потребителя. Конечно, речь не идет о полной капитуляции федеральных ведомств. Но как именно могут поделить полномочия, еще не вполне ясно.
Региональные власти в первую очередь интересуются их финансовым обеспечением, поскольку речь идет о многомиллиардных суммах. Минрегион уверен, что финансы на благое дело найдутся. Надо только понимать, что правительство спросит сторицей за эффективное использование каждого рубля из целевых средств. По крайней мере, таков настрой министра Козака.
Система взаимоотношений Москвы и регионов может измениться уже в этом году, но спрашивать с нерадивых исполнителей на местах Кремль и Дом правительства смогут только в 2009 году. Прежде всего, дотационные регионы с наихудшими показателями экономического роста за отчетный период могут полностью или частично лишиться дотирования из федерального бюджета. То же будет касаться тех, кто слишком транжирит государственные средства. Неоднократно зафиксированная халатность будет стоить губернатору кресла. Подобные меры в отношении региональных властей, как предполагается, уже прописаны в проекте правительственного постановления, и премьер-министр Владимир Путин очень скоро этот документ подпишет.
В этом постановлении должны быть определены и критерии, по которым будет определяться эффективность функционирования региональных властей. Напомним, разговор о необходимости ужесточения контроля за хозяйственной деятельностью губернаторов активизировался в апреле текущего года, накануне сдачи теми первых годовых отчетов. Осенью 2007 г. главы субъектов федерации уже отчитались перед комиссией при президенте по вопросам совершенствования госуправления и правосудия. Предполагалось, что правительство в свою очередь ежегодно будет собирать статистические данные о развитии регионов и вносить предложения о поощрении наиболее успешно хозяйствующих губернаторов. Однако с согласием Владимира Путина возглавить Кабинет министров при новом президенте в связи, эта концепция поменялась. Система взаимоотношений федерального центра и региональных властей начала меняться в пользу премьер-министра.
Очевидно, что глава кабинета министров даже формально получает больше возможностей для определения политического будущего губернаторов, чем предполагалось ранее. Именно премьер получит дополнительную возможность выносить свое квалифицированное заключение о профессионализме того или иного главы субъекта Федерации и влиять тем самым на продолжительность срока его полномочий.
Эксперты в реформах, планируемых Дмитрием Козаком, видят первые шаги в сторону отмены института полномочных представителей президента в федеральных округах. Действительно, если федеральное правительство разработает и возьмет на вооружение методику оценки эффективности хозяйствования губернаторов, и на ее основе будет рекомендовать президенту страны сократить или продлить срок полномочий главы субъекта федерации, полпреды потеряют свое значение. Пожалуй, можно будет говорить лишь о сохранении за ними функций политических "смотрящих ", но и эта составляющая их обязанностей становится все более эфемерной в условиях, когда премьер-министр является председателем партии, в которой состоит большинство губернаторов.