|
По сведениям Чертоки, более половины российских компаний, осуществляющих воздушные перевозки, финансово устойчивы и закончат этот год с прибылью. Но даже если перевозчик испытывает трудности, изгнать его из отрасли не так-то просто. Рассматривая вопрос об отзыве лицензии у той или иной компании, необходимо предусмотреть последствия такого решения для ее пассажиров и найти другого участника рынка, способного выполнить весь объем перевозок несостоятельного игрока. "Сложные компании есть, они все предупреждены и работают над устранением недочетов", – сообщил Чертока, отказавшись назвать конкретные имена. Однако заметил, что параллельно ведется работа по подбору кандидатов, которые заменят этих перевозчиков в случае их вывода с рынка.
Вместе с тем в связи с кризисом авиационные власти планируют усилить финансовый контроль за авиакомпаниями. Представитель ведомства напомнил, что все перевозчики обязаны предоставлять информацию о своем финансовом состоянии – это прописано в федеральных авиационных правилах. Кроме того, есть и другие способы проверить состоятельность компании, и, в первую очередь, наличие у нее задолженности – соответствующие сведения запрашиваются в различных структурах, с которыми она взаимодействует (пенсионный фонд, Росаэронавигация, аэропорты, поставщики ГСМ и т.д.)
На будущее Росавиация подготовила дополнения в правила, где четко прописаны конкретные финансовые требования к авиаперевозчикам. К счастью для них, речь не идет о неких фиксированных суммах, вроде финансовых гарантий, с прошлого года действующих в туристической отрасли и вызывающих массу нареканий со стороны многих ее участников. Здесь же, по словам Чертоки, у каждой компании будет свой финансовый задел в зависимости от объема планируемой перевозки. "Но как минимум первые три месяца компания должна работать за счет собственных средств", – подчеркивает чиновник. В дальнейшем же перевозчику придется иметь такую систему обеспечения, которая позволит ему не менее года устойчиво работать, выполняя заявленные полеты даже в условиях падения спроса.
К слову, о туризме: Чертока не видит причин для беспокойства по поводу предстоящего зимнего сезона. По его словам, резкого снижения объемов перевозки заказчики рейсов пока не планируют. Росавиация не устает напоминать и об усилиях, предпринимаемых ею в борьбе с задержками рейсов. В частности, о существенном ужесточении условий по резервированию воздушных судов. У злостных нарушителей будут отбирать самое дорогое – право на выполнение международных перевозок. "Недобросовестные перевозчики рискуют потерять свой рынок", – предупреждает Чертока. Кстати, административных возможностей у его ведомства стало больше – в рамках создания единой государственной структуры управления гражданскими авиаперевозками 28 июня 2008 г. Росавиции был передан ряд полномочий Ространснадзора.
Чертока также отметил, что с 16 по 30 сентября Международная организация гражданской авиации (ICAO), членом которой является Россия, проверила соответствие безопасности полетов гражданской авиации в нашей стране международным нормам и вынесла положительный вердикт.
Так что, несмотря на кризис, в будущее российские авиационные власти смотрят с оптимизмом. "Гражданская авиация находится в стадии развития, и никуда нам от этого развития не уйти. Нам придется наращивать объемы перевозок", – уверен Владимир Чертока. Вопрос только в том, кому конкретно придется: по мнению некоторых участников рынка, предстоящую зиму смогут пережить далеко не все игроки.