|
Другой участник пресс-конференции, крымский журналист Андрей Васильев, выразил уверенность в том, что за пророссийскими настроениями части крымчан стоит не реальное желание присоединиться к России, а ностальгия по старым добрым временам. Старшее поколение, по его словам, до сих пор ощущает себя гражданами СССР: "Население Крыма в свое время сформировалось из приезжих из всех уголков СССР. И, когда они говорят о присоединении к России, они на самом деле имеют в виду возврат в СССР. Ведь большинство из тех, кто выступает с такими лозунгами, за последние 20 лет даже в России не бывали".
Между тем, согласно данным социологического исследования, проведенного киевским Центром имени Разумкова, 63,8% жителей Крыма и 72,4% жителей Севастополя поддерживают идею выхода полуострова из состава Украины и присоединения его к России. Среди крымских татар идею выхода автономии из состава Украины и присоединения к РФ поддерживают 13,8% опрошенных, а 68,5% выступают против, передает "Росбалт".
Однако севастопольский градоначальник, взявший на себя роль "рупора" интересов сограждан, ссылается на некие "собственные данные", которые якобы и позволяют ему сделать выводы об истинных настроениях на полуострове.
Транслировать альтернативные мнения в задачи президентского протеже явно не входит, хотя они общеизвестны. На полуострове любят шутки на тему передачи Крыма России "за долги". В частных беседах крымчане признаются, что согласны на завоевание Крыма Россией, лишь бы их "забрали уже, наконец, с Украины". Руководителей государства они откровенно стыдятся (благо, что поводов для этого Ющенко и Ко дают предостаточно) и уповают на то, что интересы "крымских братьев" при необходимости сможет защитить российская власть.
В Киеве подобные рассуждения не любят. Судьба активистов, пытавшихся отстоять воссоединение Крыма с Россией правовым путем, известна: ими, как и закарпатскими приверженцами аналогичных идей, немедленно заинтересовались в СБУ, со всеми вытекающими последствиями. Однако, для того чтобы задавить "инакомыслие" на корню, Ющенко придется еще сильно постараться. Например, включить "репрессивные механизмы" на полную мощь – а этого уже не поймут на Западе, куда Виктор Андреевич так стремится попасть.
Кстати, вчера же стало известно о том, что Киев изыскал новую тропу в Североатлантический альянс. Украина и НАТО обсуждают дополнение в Хартию об особом партнерстве, подписанную в 1997 г., где будет записано, что Украина станет членом Альянса. Как сообщил на брифинге руководитель пресс-службы МИД Василий Кырылыч, речь идет о том, чтобы зафиксировать решение Бухарестского саммита, на котором, как известно, Украине отказали, однако упомянули, что в перспективе дорога в НАТО для нее не закрыта.
Информируя об итогах консультаций с помощником генсека НАТО по вопросам сотрудничества безопасности и партнерства, которые состоялись на прошлой неделе, Кырылыч также отметил: в ходе консультаций были согласованы и практические аспекты разработки Годовой национальной программы, которая должна стать механизмом подготовки к вступлению Украины в НАТО. Стороны, по его словам, "достигли взаимопонимания" в том, что программа - как по формату, так и по содержанию - должна полностью отвечать требованиям Плана действий по членству в НАТО.
По логике чиновника, "суррогат", предоставленный Киеву в виде "утешительного приза" на прошлогоднем декабрьском саммите глав МИД стран-членов НАТО, в перспективе предлагается считать полноценной заменой ПДЧ. С чем, безусловно, не согласятся ни многие западные партнеры, ни, тем более, граждане самой Украины.
Ющенко, в то же время, продолжает уверять, что решение относительно вступления страны в НАТО будет принято на референдуме, причем через несколько лет ответ украинцев будет "однозначно положительным".
Учитывая способности украинского руководства выдавать желаемое за действительное - будь то ситуация в Крыму или евроатлантическая интеграция, - не исключено, что мнение граждан и по этому вопросу предстанет перед заинтересованными сторонами в отредактированном "на основании собственных данных" виде. В этом случае уверенность Виктора Андреевича в исходе референдума представляется вполне понятной.