ФОТО: AP |
Требование премьера касается, в первую очередь, тех банков, которые увеличили свой капитал за счет субординированных кредитов из средств Фонда национального благосостояния. Он также напомнил, что помимо снижения ставки ЦБ был изменен порядок предоставления госгарантий по кредитам системообразующим предприятиям, и теперь, в случае нарушения заемщиком своих обязательств, банки вправе воспользоваться гарантией и получить средства из бюджета, не дожидаясь реализации заложенного под кредит имущества. А сам объем государственных гарантий составляет 300 млрд рублей.
Свое пожелание Путин высказал в среду на совещании по вопросам банковской системы, для проведения которого даже променял собственный кабинет на центральный офис Сбербанка. "Очень просто взять и ящик закрыть, гораздо сложнее работать с клиентами и понять, кто из них является надежным и перспективным", – пояснил он свою позицию на встрече с членами правления Сбербанка, предшествовавшей общему совещанию. Хотя к самому Сбербанку у премьера как раз особых претензий нет. По словам главы Кабинета министров, на главный государственный банк страны приходится 30% кредитования всей экономики.
Однако руководитель Сбербанка Герман Греф с требованием Путина не согласился, заявив, что сегодня банки не могут себе позволить кредитовать реальный сектор под 14% годовых. Он пояснил, что официальная ставка ЦБ вовсе не означает возможности получения финансирования под эти проценты. "Реально пятинедельные деньги на аукционе стоили 12,7%, а полугодовые деньги – за 13%. Добавьте сюда банковскую маржу 3% – это получается минимальная ставка, которую банк может дать, 15% – 16%", – рассчитал Греф. Но получить деньги даже на таких условиях для большинства российских предприятий сегодня недостижимая мечта. Чаще банковские ставки зашкаливают за 20%.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, необходимо и дальше опускать ставку рефинансирования, полагает глава Сбербанка. Для эффективной работы банковского сектора она должна быть ниже 10%. А призывы высокопоставленных чиновников вряд ли приведут в ближайшем будущем к кардинальному изменению ситуации в сфере банковского кредитования.
Стоит также отметить, что наряду с гарантиями по кредитам государство могло бы значительно облегчить жизнь реального сектора прямым финансированием, создавая спрос на его продукцию и услуги за счет развития инфраструктурных проектов. Однако именно такими проектами в первую очередь жертвует ставший дефицитным российский бюджет, отдавая предпочтение социальным расходам, которые ведут к фактическому проеданию госрезервов.