|
Таковы результаты исследования, проведенного компанией ФБК. Его авторы напоминают, что недавно на заседании правительственной комиссии по вопросам регионального развития в Кисловодске представители правительства пеняли региональным властям на рост их управленческих расходов и приводили в пример федеральные министерства и ведомства, якобы сократившие траты на собственное содержание в 2009 г. на 30%.
Однако сравнительный анализ данных за январь – июнь 2009 г. дает совершенно иную картину: фактические расходы на функционирование Кабинета министров увеличились на 37,9% по сравнению с первым полугодием 2008 г.; в целом прирост расходов на госуправление на федеральном уровне составил 16,4%. Совокупный показатель региональных бюджетов на этом фоне выглядит куда скромнее – 3,8%. Тем не менее общий тренд налицо: даже в сложных экономических условиях, когда бюджеты всех уровней упорно стремятся к нулю, "государевы люди" не торопятся экономить на себе.
В расчете на одного жителя страны стоимость регионального чиновничества за первые шесть месяцев текущего года выросла до 711 руб. с 684 руб. годом ранее. "Цена" федеральных чиновников еще выше – 927 рублей.
Среди регионов наибольший рост расходов на госуправление показали Республика Саха (Якутия) – на 34,4%, Ненецкий АО – 34,1% и Новгородская область – 33,9%. Вместе с тем нашлись и такие уголки страны, где финансирование управленческих нужд было сокращено. Лидеры по снижению – Республика Башкортостан (на 19,7%), Республика Бурятия (на 16,9%) и Республика Татарстан (на 15%). Всего таких "патриотов" насчитывается 28.
Приглашенный на презентацию аналитического доклада ФБК* министр экономики Татарстана Марат Сафиуллин поведал "секрет успеха". По его словам, был момент, когда расходы на госуправление в республике подошли к отметке 5% от общего бюджета, но затем волевым решением президента Татарстана были ограничены на уровне не выше 3%. Цифра взята не с потолка, а определена путем изучения опыта развитых мировых экономик, таких как Финляндия, США, Сингапур. Кстати, доля суммарных расходов на чиновников в общем бюджете России все-таки близка к "идеальной" – 3,7%.
К росту расходов приводит и чрезмерная забюрократизированность управленческих процессов, полагает Сафиуллин. С каждым годом увеличивается число индикаторов, на основании которых федеральный центр оценивает положение в регионах. Сейчас их около 600, кризис добавил еще 60. Все это увеличивает документооборот и отнимает время. По словам Сафиуллина, лишь 7% – 11% времени чиновники тратят на принятие управленческих решений, а до 80% уходит на "бюрократический футбол" – циркуляцию бумаг между ведомствами.
По мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, регионы вполне могли бы снизить затраты на госуправление хотя бы на 15%, однако на практике они продолжат расти. Эксперт видит несколько причин неадекватного в условиях кризиса увеличения соответствующих расходов. Первая – "недоделанная" административная реформа, авторы которой, увлекшись построением новой структуры власти, не учли главного – необходимости создания эффективного государственного аппарата, ориентированного на конкретные результаты. В итоге у чиновников выработалась психология временщиков. "Когда не понятно, что будет завтра, надо постараться максимум увеличить свой бюджет", – поясняет Николаев. Кроме того, был недооценен масштаб кризиса, и бюджеты формировались по инерции, "на вырост", как в "тучные" годы. Сейчас наметилась и еще одна тревожная тенденция: "окрыленные" ростом цен на нефть, чиновники уже живут в ожидании дополнительных доходов, заранее решая, как их потратить.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента