ФОТО: AP |
Согласно планам работы ускорителя, в ближайшие дни впервые произойдут столкновения частиц при этой энергии. После выхода на данную мощность и до конца 2011 г. протоны станут циркулировать в 27-километровом кольце коллайдера и сталкиваться, а четыре детектора ускорителя будут фиксировать миллиарды возникновений и распадов частиц, среди которых могут оказаться совершенно новые.
При этом ученые станут постепенно увеличивать количество частиц в пучке. В ходе почти двухгодичного сеанса работы коллайдера исследователи рассчитывают получить принципиально новые научные результаты, поскольку энергия столкновений в БАК значительно превышает энергию прежних подобных экспериментов.
В частности, на самом мощном до сих пор американском коллайдере Тэватрон энергия пучков составляет лишь 900 гигаэлектронвольт. В 2011 г. БАК будет остановлен на год для отладки, проверки и подготовки к переходу на новый уровень проектной энергии - 7 тераэлектронвольт на пучок.
Пока в ЦЕРН только начинают готовятся к испытаниям коллайдера на полной мощности, в научном мире не утихают споры об опасности этих экспериментов. В конце января группа канадских и американских ученых впервые доказала, что столкновения элементарных частиц все-таки могут порождать черные дыры. Именно этого опасаются противники БАК. Впрочем, по мнению физиков, энергия ускорителя не настолько велика, чтобы спровоцировать явления, опасные для планеты.
Большой адронный коллайдер является крупнейшим в мире ускорителем элементарных частиц. Его начали строить в конце 1990-х, а открыли в сентябре 2008 года. Стоимость проекта составила $10 миллиардов. Тоннель длиной в 26 тыс. 659 м расположен на территории Франции и Швейцарии. Глубина его залегания - от 50 до 175 метров.
С помощью БАК ученые надеются воссоздать условия, которые характеризовали Вселенную сразу после Большого взрыва. Через неделю после пуска коллайдер сломался из-за повреждения электроконтактов. В феврале 2010 г. стало известно, что причиной аварии была ошибка, допущенная при сборке устройства. Критики проекта заявляют, что из-за недостатков конструкции ускорителя подобные инциденты могут повториться.