Отмену авиарейсов оплатят пассажиры

Читать в полной версии →
Согласно предложению Минтранса и Минэкономики, новый фонд на случай форс-мажоров будет сформирован за счет дополнительных сборов. Первоначально предполагалось, что за отмену рейсов заплатят авиакомпании, однако крупнейшие перевозчики воспротивились этому


ФОТО: РБК



Минтранс предложил создать специальный фонд, из которого будут оплачиваться расходы на перевозку пассажиров в пункты назначения в случае отмены рейсов. Согласно законопроекту "О гарантировании исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров", фонд будет сформирован за счет дополнительных сборов.

Первоначально проект закона предполагал, что указанный фонд будут создавать за счет авиакомпаний, однако крупнейшие перевозчики воспротивились этой инициативе. В итоге на совместном совещании 31 мая чиновники приняли решение возместить дополнительные расходы авиаперевозчиков за счет пассажиров, рассказал изданию "КоммерсантЪ" источник в министерстве.

По его словам, после вступления закона в силу к стоимости каждого билета добавится около 30 руб., что позволит накопить 3 млрд руб. в специальный фонд в течение двух лет. Управление фондом поручат специально созданной организации при Минтрансе или Росавиации.

Официальных комментариев по этому вопросу пока не дают ни в Минтрансе, ни в Минэкономики. Замминистра транспорта Валерий Окулов сказал журналистам, что "обсуждать тут нечего". Как объяснил источник в министерстве, осторожность Минтранса вызвана тем, что создание фонда потребует изменения Воздушного кодекса и Федеральных авиационных правил.

"Некоторые сложности могут возникнуть со статусом такого фонда", - отметил, в свою очередь, замглавы думского комитета по транспорту Сергей Гаврилов. По его словам, привлечение коммерческих организаций к управлению таким фондом рискованно, а оптимальной формой могла бы стать госкорпорация.

Однако Минэкономразвития рассматривает иные варианты, в связи с тем что власти взяли курс на ликвидацию либо преобразование государственных предприятий. По мнению Гаврилова, более конкретных предложений от министерства стоит ждать в течение нескольких месяцев, а в ходе дальнейших согласований, скорее всего, будет выбрана форма автономной некоммерческой организации (АНО).

Участники процесса разошлись во мнениях относительно инициативы создания фонда. Авиаперевозчики надеются избежать дыр в бюджете, уповая на формирование фонда за счет пассажирских взносов. А страховые компании полагают, что новое предложение Минтранса и Минэкономики - это "хорошее решение несуществующей проблемы". "Ни к чему создавать какие-либо новые финансовые инструменты, когда рынок и так хорошо функционирует и уже три года проблем с остановками перевозчиков не было", - сказал журналистам замгендиректора по авиационному страхованию "АльфаСтрахования" Илья Кабачник.

До сих пор в случае банкротства авиаперевозчика доставка пассажиров к пункту назначения финансировалась из федерального бюджета. Такая практика появилась после банкротства авиакомпаний альянса AiRUnion в 2008 году. В 2009 г. на эти цели было зарезервировано порядка 5 млрд руб., в 2011 г. государство выделило всего 300 млн руб., а на 2012 г. подобные расходы вовсе не запланированы.

Отметим, что министерства не обладают правом законодательной инициативы, так что спорному законопроекту еще предстоит пройти утверждение в правительстве. После этого проект закона поступит на рассмотрение в Государственную думу.

Елена ЩЕРБОВА |
Выбор читателей