ФОТО: ИТАР-ТАСС |
По данным Росстата, рост ВВП в 2011 г. составил 4,3%, на 2012 г. Минэкономразвития прогнозирует цифру 3,7%. Рубини гораздо менее оптимистичен. "Мы видим потенциал роста России без значительных реформ не выше 0,5%, демографическая ситуация плохая, идет увеличение среднего возраста, нет такого роста населения, как в Индии или Бразилии", – отметил эксперт. По его словам, для поддержания заявленных темпов роста необходимы серьезные реформы, которые бы России не только помогли развиваться быстрыми темпами, но и гарантировали стабильность в случае новых глобальных шоков. "Если не будет серьезных структурных реформ, прямых инвестиций, приватизации, снижения роли государства и бюрократии в экономике и других реформ, то эта модель капитализма будет близка к краху", – заключил Рубини, напомнив о государственном характере российского капитализма.
В качестве примера он напомнил о том, что реформы после кризиса 1998 г. привели к усилению российской экономики и ее ежегодному приросту на уровне 8%. Совсем иначе складывалась ситуация во время финансового кризиса 2008 – 2009 годов. Он повлек за собой значительный спад, после которого стране пока так и не удалось вернуться к докризисным темпам роста. И это при том, что "на большинстве развивающихся рынков произошло переформирование, в результате мы теперь видим в Китае, Индии 9%-й рост".
Это не первый критический выпад нобелевского лауреата по поводу экономических перспектив России. В недавнем интервью журналу Foreign Policy он заявил, что она недостойна места в пятерке ведущих развивающихся стран (БРИКС). По словам Рубини, с начала века российские власти не сделали никаких шагов в правильном направлении, в связи с чем Россию было бы целесообразно исключить из БРИКС, заменив, к примеру, на Индонезию.
То, что, говоря о позитивном примере России, нобелевский лауреат апеллирует к событиям 1998 – 1999 гг., вполне объяснимо. События тех лет можно рассматривать в качестве классического примера успешного выхода из кризиса. Правда, говорить о кардинальных экономических реформах, упомянутых Рубини, нет оснований. Основной движущей силой, в кратчайшие сроки поднявшей экономику страны, стала четырехкратная девальвация рубля, вернувшая конкурентоспособность отечественным товарам и услугам. Именно благодаря этому в последовавшие за кризисом годы рост производства был отмечен практически во всех отраслях российской экономики, причем "чистоту эксперимента" гарантировали крайне низкие мировые цены на нефть. Важнейшей чертой "экономического чуда" тех лет стало то, что экономика росла во многом за счет внутреннего спроса.
Положительный импульс девальвации 1998 г. оказывал воздействие на экономику на протяжении нескольких лет. Именно эти годы стали своеобразным распутьем, с которого можно было практически безболезненно начинать действительно серьезные реформы, позволяющие вывести экономику на принципиально новый уровень. В этом случае у России были бы все шансы занять лидирующее место в БРИКС и уже сегодня на равных конкурировать с Китаем и Индией. Однако вместо этого был выбран экстенсивный вариант развития экономики, напрямую завязанный на быстро растущие сырьевые цены.
Как справедливо отметил Рубини, эта модель оказалась крайне ненадежной и неустойчивой, что подтвердили события 2008 – 2009 гг. Их последствия не преодолены и по сей день, в результате чего риски российской экономики сегодня значительно выше, чем это было накануне кризиса 2008 года. Ситуация усугубляется тем, что сегодня в состоянии глубокого кризиса находится уже вся мировая экономика.
Все это существенно снижает эффективность любых экономических реформ, которые могут быть предприняты российскими властями после окончания выборного сезона. Впрочем, суть структурных реформ, которые могли бы сейчас помочь России занять достойное место в числе развивающихся стран, Рубини в своем выступлении так и не раскрыл. Возможно, он и сам не знает, какими они должны быть.