ФОТО: AP |
Граждане выступают против политики затягивания поясов, которую проводит Кабинет министров Лукаса Пападимоса, пытаясь привести экономику в соответствие с требованиями руководства ЕС, ЕЦБ и МВФ, необходимыми для предоставления нового 130-миллиардного кредита. По мнению кредиторов, Греция должна либерализовать трудовые отношения, понизив на 20% размер минимальной заработной платы (€750), урезать накопительную часть пенсии и снизить или отменить 13-ю и 14-ю зарплаты в негосударственном сегменте экономики.
Местные политические партии выступают против ограничений, предлагая искать другие способы повышения конкурентоспособности экономики. Они утверждают, что первым делом в борьбе с кризисом необходимо добиваться экономического роста, а потом заниматься сокращением расходов.
Терпению Евросоюза, пытающегося убедить греков в необходимости жить по средствам и затянуть пояса для погашения катастрофических долгов, похоже, приходит конец. Судя по всему, европейские чиновники практически смирились с неизбежностью дефолта Греции.
У Афин остается меньше двух недель на то, чтобы заключить соглашения о реструктуризации долга с тройкой еврокредиторов и с частными инвесторами. На момент подготовки материала новостей о достижении каких-либо договоренностей между греческой стороной и кредиторами не поступало.
Между тем эксперты все чаще говорят о бессмысленности всех действий по спасению греческой экономики. Этому уже не могут помешать даже духоподъемные речи канцлера ФРГ Ангелы Меркель, заявившей после встречи с президентом Франции Николя Саркози: "Мы отказываемся принять банкротство Греции. Мы не можем с этим согласиться".
Само греческое руководство рассматривает дефолтный сценарий как один из вероятных. По данным одного из представителей Социалистической партии, премьер-министр Пападимос поручил Минфину подготовить сценарий развития ситуации после дефолта. Еврокомиссар от Греции Мария Даманаки заявила журналистам о подготовке реальных мер на случай выхода Греции из зоны евро: "Теперь это уже не сценарии, это альтернативные планы, которые активно обсуждаются". По словам Даманаки, наиболее приемлемым вариантом будет все-таки внутренняя девальвация без отказа от единой валюты. Это, полагает она, может быть достигнуто посредством сокращения затрат на рабочую силу и снижения стоимости произведенных в Греции товаров.
Согласно расчетам специалистов, в случае возвращения Греции к драхме покупательная способность национальной валюты уменьшится более чем в 3 раза по сравнению с периодом перехода на евро.
Многие аналитики рассматривают выход Греции из еврозоны как неизбежное событие, и наиболее благоприятное время для этого, по их мнению, уже наступило. Так, кредитный аналитик Citigroup Джейсон Шоуп полагает, что дефолт лучше всего осуществить в ближайшее время из-за сравнительно благоприятной ситуации на мировых рынках.
Впрочем, несмотря на то что условия для выхода Греции из еврозоны расцениваются сегодня как наиболее подходящие, поверить в то, что это не станет серьезным ударом по всей европейской, а с ней и мировой экономике, достаточно трудно.
Буквально сразу после этого в очереди "на вылет" может оказаться другой европейский аутсайдер – Португалия. Напомним, что после серьезных мер поддержки со стороны ЕЦБ в декабре прошлого года доходности по облигациям евронеудачников Ирландии, Испании и Италии пошли вниз. Исключением стала лишь Португалия, доходность облигаций которой продолжила расти и в 2012 г. на фоне присвоения ей "мусорного" рейтинга от S&P. Это может означать лишь одно: если Греция все-таки объявит дефолт, он вряд ли окажется первым и последним в еврозоне.
## Getty Images ©