Нефтяной фарт России признали заслугой власти

Читать в полной версии →
Россия смогла добиться экономического подъема благодаря внешней политике, направленной на превращение страны в энергетическую державу. И высокие цены на нефть на мировом рынке - не просто везение, а следствие продуманной стратегии Москвы, считают эксперты




Россия смогла добиться экономического подъема благодаря внешней политике, направленной на превращение страны в энергетическую державу. И высокие цены на нефть на мировом рынке - не просто везение, а следствие продуманной стратегии Москвы, считает писатель и политолог Кирилл Бенедиктов.

На стоимость нефти, по мнению эксперта, влияют не только условия рынка, но и политические договоренности лидеров стран-членов мирового элитного нефтяного клуба, в который с 2004 г. на полноправных условиях входит и Россия. "Жестко определив свою позицию в отношении нефтедобывающих компаний, Кремль, начиная с 2004 года, стал реализовывать свою новую энергетическую политику, направленную на превращение России в энергетическую сверхдержаву", - утверждает Бенедиктов в статье, которую публикует terra-america.ru.

Не последнюю роль сыграли договоренности России с США - страной, чья политика во многом привела к поражению СССР в холодной войне. У американцев оказалось достаточно ресурсов, чтобы обрушить мировые цены на нефть в середине 1980-х годов. Прийти к соглашению двум соперничающим державам удалось лишь в начале 2000-х гг., когда Россию возглавил Владимир Путин. Власти РФ тогда сумели воспользоваться развязанной США войной в Ираке и извлечь выгоды от роста цен на нефть, отмечает Бенедиктов.

При этом поиск компромисса с Соединенными Штатами российские власти начали до иракской кампании. "С большой долей уверенности можно говорить о том, что основные договоренности в сфере негласной нефтяной дипломатии России и США были выработаны гораздо раньше 2004 года, вероятно, вскоре после того, как в 2001 году Москва и Вашингтон заговорили о перспективах стратегического партнерства. Как известно, в силу целого ряда причин стратегического партнерства в политической сфере не получилось, одна в сфере энергетической политики были достигнуты куда более впечатляющие успехи", - полагает эксперт.

Показателен и отказ России войти в 2008 г. в ОПЕК. Благодаря этому решению Россия оставила за собой возможность влиять на ценообразование на нефтяном рынке. "Мы иногда вызываем раздражение у стран ОПЕК, поскольку, не будучи страной, входящей в эту организацию, производим больше нефти (чем любой из ее членов), и это влияет на мировые цены на рынках. Но мы все-таки будем координировать нашу работу с ОПЕК", - приводит Бенедиктов в качестве подтверждения своего мнения слова Владимира Путина.

Согласен с позицией политолога и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. "Следы договоренностей (между Россией и США по ценам на нефть) есть. Так, в 2004 году меня поразила уверенность российских руководителей, ратовавших за расширение экспорта нефти. Сегодня есть понимание: это знание основывалось на консультациях с американцами", - отмечает Делягин. И хотя, по его словам, пока позиции Москвы слабее, чем Вашингтона, при грамотной внешней политике эта проблема нивелируется. "Так, любое углубление сотрудничества с Китаем вызывает в США панику, а идея о вытеснении доллара из нашей внешней торговли рублем вообще вызвала составление списка "врагов Америки", - напоминает он.

Просто высоких цен на энергоносители недостаточно, чтобы стать глобальным политическим игроком. Однако России удалось добиться успеха благодаря продуманной политике, указывает, в свою очередь, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. "Миф о "сырьевом придатке" и ущербности российской экономики - не более чем способ, с помощью которой страны-потребители пытаются навязать комплекс политической неполноценности странам-поставщикам. Правильно выстроить бизнес, найти надежных партнеров, выстроить отношения с конкурентами - вот чем занимался Владимир Путин и его команда в 2000-х, которые, благодаря его усилиям, стали называть "тучными". Удача здесь ни при чем", - подчеркивает политолог.

Артем СЫРОВ |
Выбор читателей