Иранский пасьянс, или Третья мировая на марше

Читать в полной версии →
Начало военных действий между Сирией и Турцией не позволит сочувствующему сирийскому режиму Ирану остаться в стороне. Если к этому времени у последнего уже будет ядерное оружие, угроза Третьей мировой становится реальностью


ФОТО: AP



Евросоюз продолжает методично перекрывать кислород Ирану, вынуждая исламскую республику отказаться от своей ядерной программы. Так, на встрече в Люксембурге главами МИД стран-членов ЕС принято решение о введении новых экономических санкций в отношении Ирана. В соответствии с ними европейским странам запрещается импортировать из Ирана природный газ, а также экспортировать в эту страну танкеры и нефтегазовое оборудование.

Кроме того, ЕС принял решение запретить поставки в Иран продукции и материалов (необогащенный уран, графит, различные металлы и сплавы), которые могут быть использованы в производстве ядерного оружия и средств его доставки, а также в любых других программах, подконтрольных иранскому Корпусу стражей исламской революции.

Другим направлением нового экономического удара ЕС по Ирану является сфера финансов. Европейским банкам запрещены любые операции с иранскими финансовыми организациями, за исключением транзакций, связанных с поставками медикаментов, продовольствия и гуманитарной помощи. В черный список добавлены 34 иранских организации, предоставляющих финансовую поддержку правительству исламской республики.

Новое серьезное ужесточение санкций в отношении Ирана свидетельствует о решимости западных стран идти на любые меры, ради приостановки им своей ядерной программы. И если раньше санкции ЕС накладывались преимущественно на отдельные компании, то сейчас "под запретом" оказались одни из самых главных отраслей иранской экономики.

Напомним, что помимо только что введенных санкций, в отношении Ирана со стороны Евросоюза действует нефтяное эмбарго. В соответствии с ним, импорт, приобретение и транспортировка иранской нефти и нефтепродуктов на территорию стран-участниц ЕС, а также связанные с этим финансовые и страховые операции полностью запрещены. Со стороны США, Великобритании и Канады действуют односторонние санкции против Центрального банка и финансового сектора Ирана, а также энергетического сектора страны.

В начале октября 2012 г. стало известно, что в ближайшее время отказаться от импорта иранской нефти может и Турция. Заменой иранского импорта, который обеспечивает около трети ее потребностей в нефти, может стать черное золото из Саудовской Аравии. Объемы поставок пока не названы, однако чтобы обозначить их масштаб, достаточно отметить, что ежегодный импорт иранской нефти в Турцию составляет около 8 млн тонн.

Помимо этого, в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН, запрещающие, в частности, экспорт в Иран атомной, ракетной и значительной части военной продукции, иностранные инвестиции в нефтегазовую промышленность Ирана и т.п.

Несмотря на бодрые заявления иранских властей о том, что введенные санкции не оказывают серьезного воздействия на экономику и могут быть компенсированы за счет экономических отношений с другими странами (прежде всего из Юго-Восточной Азии), ситуация в стране продолжает ухудшаться. Сокращение притока экспортной выручки привело к резкому падению курса национальной валюты и росту цен. Так, в понедельник, 1 октября, иранская национальная валюта – риал - резко, на 17%, подешевела к американскому доллару и установила исторический антирекорд. Этот день был назван "черным понедельником", так как привел к массовым беспорядкам в иранской столице. Сегодня за один доллар дают порядка 35 000 риалов. Это едва ли не в три раза больше, чем в начале года. По данным МВФ, инфляция в Иране в 2012 году вырастет до 25% (с 21,5% в 2011 году), а профицит текущего счета уменьшится с 12,5% (2011) до 3,4%. Однако, по мнению многих экспертов, вследствие новых экономических санкций этот прогноз будет еще более ухудшен.

Очевидно, что ухудшение экономической ситуации накануне предстоящих выборов ЕС рассматривает как главную болевую точку режима Махмуда Ахмадинежада. И это действительно так. Политические проблемы иранского лидера уже начались и скорее всего будут только усиливаться.

Так, после "черного понедельника" 93 депутата меджлиса потребовали, чтобы Ахмадинежад явился в парламент и отчитался о положении в экономике. В более благополучные времена такое поведение парламента было бы трудно себе даже представить. На этот раз, очевидно, что политические противники готовы воспользоваться экономической ситуацией, чтобы повесить на президента вину за все, что происходит сегодня в стране. И в этом случае европейские санкции им только на руку.

Что касается самого Махмуда Ахмадинежада, то его политическое влияние продолжает стремительно падать. В последние два года он потерял поддержку традиционно политически сильного в Иране духовенства во главе с Али Хаменеи. В сложившейся ситуации это можно рассматривать как первый признак неизбежного поражения на выборах, до которых еще остается около восьми месяцев.

Однако качающееся под Ахмадинежадом кресло, похоже, не в состоянии заставить его сделать главный шаг, которого от него требует Запад – отказаться от ядерной программы. Так, очередные переговоры Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Ирана по иранской ядерной программе, состоявшиеся 24 августа 2012 г. закончились безрезультатно. МАГАТЭ пыталось получить доступ на атомный объект в иранском г.Парчине, где, как полагают, могут проводиться ядерные исследования. Западные эксперты обвиняли Тегеран в том, что тот скрыл доказательства военных исследований в Парчине. В Иране обвинения отвергают, однако отказываются допустить международных экспертов на объект.

Все это может свидетельствовать о том, что ядерная программа остается последним оплотом сдающего позиции иранского президента. Только ее скорейшая и успешная реализация обеспечит Ирану гарантию от военного вмешательства со стороны Израиля и Запада, способного похоронить Ахмадинежада, как политика. Очевидно, что главной его целью является недопущение подобного исхода.

По этой же самой причине, только с противоположной целью, ЕС усиливает экономический нажим на Иран, пытаясь через раскручивание внутриполитических противоречий, не допустить реализации главной цели иранского президента, а по возможности и отстранить его от власти.

С другой стороны, разгорающийся конфликт вокруг Ирана может перейти в горячую фазу и по другим причинам. Возросшая угроза начала военных действий между Сирией и Турцией не позволит сочувствующему сирийскому режиму Ирану остаться в стороне от конфликта. Одним словом, возможность возникновения в регионе войны с участием Ирана, возрастает многократно. В этом случае решающую роль будет играть то, успеет ли к этому времени Тегеран обзавестись собственным ядерным оружием или нет. Причем в первом случае об угрозе начала Третьей Мировой можно будет говорить отнюдь не гипотетически.

Саид ХАЛМУРЗОЕВ |
Выбор читателей