ФОТО: Getty Images |
В то же время, сам факт председательства России в "двадцатке" уже начинает вызывать обеспокоенность у некоторых экспертов. "К сожалению, в следующем году G20 возглавит Россия, а это еще одна причина для беспокойства", - написала вчера в своем в блоге на сайте The Financial Times глава Королевского института международных отношений и бывший член комитета по денежной политике Банка Англии Деанн Джулиус. По мнению эксперта, действия России в этой роли будут не способствовать, а, наоборот, препятствовать предотвращению существующих в мире экономических проблем.
Подобное мнение базируется на предположении о том, что председательствующая в "двадцатке" страна попытается акцентировать внимание на таких вещах, как пересмотр всей существующей глобальной финансовой архитектуры (о чем не раз заявляли российские представители), а не на решении злободневных проблем. Так, вполне вероятно, что в год председательствования в G20 Россия может попытаться продавить принятие новых целевых ориентиров по приемлемому уровню задолженности и дефициту бюджета для развитых стран.
Не секрет, что вопрос дефицита является особо больной темой для США, а также ряда европейских стран. Другой "любимой" у России темой остается перераспределение квот в МВФ.
Напомним, что многие участники "двадцатки" уже давно высказывают желание договориться о перераспределении квот МВФ. В соответствии с решением, принятым лидерами G20 в Сеуле в 2010 г., уже в 2012-м предполагалось определить формулу формирования квот, а в 2013-м и сами квоты для ряда стран, роль которых в мировой экономике выросла за последние годы. Однако особого прогресса в этой области пока не достигнуто. Очевидно, что с началом председательствования РФ обсуждение этой темы пойдет с новой силой: Россия, наряду с другими развивающимися странами, как никто другой, заинтересована в перераспределении долей в МВФ.
По мнению главы Минфина РФ Антона Силуанова, решающим фактором, определяющим долю участия страны в Фонде должен стать ВВП этого государства: "Показатель валового внутреннего продукта при распределении квот должен быть решающим. Это, на наш взгляд, было бы объективным". С такой постановкой вопроса полностью согласны страны БРИКС и США, располагающие одними из самых крупных объемов ВВП. Категорически против выступает ряд европейских государств, перед которыми стоит реальный риск снижения их представительства в МВФ.
Что касается другого важнейшего вопроса, вызывающего обеспокоенность у западных экспертов - внешнедолгового, - то здесь какие-либо опасения относительно действий председательствующей в G20 России выглядят совершенно необоснованными. В соответствии с занимаемой РФ позицией, основной акцент в данной дискуссии будет сделан не на изменении текущего положения дел (что вряд ли возможно), а на то, что можно сделать для предотвращения кризисов задолженностей в будущем, плюс - на эффективности использования заемных денежных средств.
"Мы предлагаем сконцентрировать эту тему исключительно на совершенствовании тех рекомендаций, которые были созданы еще десять лет назад Всемирным банком и Международным валютным фондом с точки зрения управления долгом и нуждаются в актуализации", - поясняет Антон Силуанов.
Не менее важным блоком повестки G20, в котором у России имеется непосредственный интерес, станет также энергетика и регулирование в этой сфере. Здесь собственный российский интерес лежит, преимущественно, в сфере упорядочения системы ценообразования и информации по мировым запасам энергоносителей.
Таким образом, российская позиция на момент принятия страной полномочий председателя G20 выглядит вполне взвешенной и консервативной. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о том, что опасения по этой части со стороны некоторых экспертов являются излишними и необоснованными.