Николай Азаров. Фото из архива ИТАР-ТАСС |
С Украиной ситуация несколько иная. Для нее выгоды вступления в Таможенный союз куда более очевидны. Прежде всего, это, конечно, вожделенное снижение цен на энергоресурсы. Кроме того, как ни крути, рынки России и стран СНГ остаются основными для украинских экспортеров, и снятие торговых барьеров их, безусловно, порадует. Правда, украинские эксперты, отдавая должное очевидным выгодам, не забывают предупредить, что эффект будет краткосрочным, а потом снова станет плохо – мол, газ опять подорожает, а пути назад уже не будет. Другое дело ассоциация с ЕС – там выгода вроде бы не такая явная, зато в долгосрочной перспективе страна начнет активно и стабильно развиваться, получая из Европы технологии и помощь в модернизации экономики. Правда, история с газотранспортной системой, модернизировать которую европейцы не торопятся, добавляет в эти мечты изрядную ложку дегтя. Но Киев надежд не теряет, отчаянно пытаясь как можно дольше усидеть на двух стульях, оттягивая момент окончательного выбора одного из двух вариантов. В том, что рано или поздно такой момент настанет, никто не сомневается.
Вот и получается: с одной стороны, Киев дает понять, что вхождение в Таможенный союз в качестве полноправного участника его на данном этапе не интересует, но в то же время категорического "нет" не говорит, пытаясь хоть каким-то боком к выгодам союза приобщиться. Разумеется, не взяв на себя никаких особых обязательств.
Долгое время украинские власти пытались навязать экономическому объединению особый формат "3+1", но в конце концов получили жесткий отпор. "Наши украинские друзья очень любят порассуждать на тему присоединения "3+1" и так далее. Так не бывает. Или все, или ничего, но тогда это наблюдение или что-то другое", – заявил не так давно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Украинские друзья не стушевались и решили поймать премьера на слове. Этим словом стало "наблюдение". Статус наблюдателя Украину вполне устроит, поспешили заявить в Киеве. Поспешили настолько, что уже дважды допустили фальстарт.
Первый раз – сразу после заявления Медведева: украинская сторона почти сразу же сообщила о статусе наблюдателя как о деле уже решенном. Позднее выяснилось, что это было недопонимание. И вот вчера министр Украины Николай Азаров вновь заявил, что принципиальное решение достигнуто, остались лишь технические вопросы. Официально статус наблюдателя может быть закреплен на встрече с главами стран ТС в конце мая, добавил Азаров. При этом он оговорился, что такой вывод сделан по итогам переговоров с представителями Казахстана и Белоруссии. В России в ответ на это в очередной раз выразили недоумение. На днях действительно от Украины был получен проект меморандума о присвоении ей статуса наблюдателя при Евразийской экономической комиссии, которая является наднациональным регулирующим органом ТС, подтвердили в Москве. Но окончательного решения еще не принято.
Тем временем эксперты пытаются понять, на что рассчитывает Киев, сражаясь за этот пустяковый, в общем-то, статус. Ведь сам по себе никаких преференций он не дает – ни льгот, ни возможности участвовать в принятие решений, чего добивалась Украина ранее (пресловутый формат "3+1" подразумевал право совещательного голоса). В самой стране объясняют это стремлением быть в курсе дел еще на стадии обсуждения решений и вообще сохранить добрые партнерские отношения с участниками объединения. Но все это Украина, по сути, и так имеет, уже будучи наблюдателем при ЕврАзЭС.
Похоже, украинские власти в очередной раз пытаются разыграть старую карту: продемонстрировать свою готовность сделать шаг в сторону более тесной интеграции с Таможенным союзом, оставаясь при этом на прежнем месте, но ожидая "плюшек" за "лояльность". Однако России такие игры давно надоели. Вполне возможно, что наблюдателем в Таможенном союзе Украина все же станет, но ничего, кроме статуса, все равно не получит.