|
До последнего времени учебники становились частью школьной программы после того, как получали положительную научную и педагогическую оценку в Российской академии наук и Российской академии образования. По новому порядку, принятому Министерством образования осенью 2013 г., издательства заказывают три экспертизы - научную, педагогическую и общественную, - а для ряда субъектов РФ предполагается этнокультурная и региональная экспертизы.
Перечень школьной литературы действителен три года. Проверятся должны целые линейки пособий: с первого по четвертый класс, с пятого по девятый и с десятого по одиннадцатый. Если экспертизу не прошел один учебник, то в перечень не попадает вся линейка.
Перечень учебников теперь утверждает специальный научно-методический совет при Минобрнауки, куда входят сотрудники министерства, экспертных организаций, учителя, депутаты, члены Совета Федерации. Совет по учебникам имеет право исключать образовательные материалы из перечня даже после его утверждения. В нынешнем проекте список учебников сократился почти вдвое - с 2985 до 1374.
"Наша задача была создать резерв качественных учебников, - пояснила решение совета заместитель министра образования Наталья Третьяк. - Перечень в три тысячи наименований - это не вариативность, это псевдовариативность образования. Это и учебники совсем малых изданий, и учебники с достаточным количеством ошибок, на которые нам все время указывали. Задача была не сократить список учебников, а оставить в нем качественные пособия", - подчеркнула Третьяк.
В частности, не попал в список учебник Бориса Гейдмана издательства "Русское слово", который эксперты называют "лучшим для начальной школы". По мнению проверяющей комиссии, учебник недостаточно "патриотичен". "Задним числом нам пояснили, что в учебнике Гейдмана, с их точки зрения, мало русских народных сказок", - рассказал директор издательства Владимир Вахромеев.
Кроме того, издательства, чьи учебники в список пока не входят, уверены, что чиновники лоббировали интересы "крупных игроков" рынка - издательств "Просвещение" и "Дрофа", представителей которых приглашали на заседания рабочей группы по вопросам школьной литературы.