ФОТО: Petar Petrov/Globallookpress.com |
"Подготовительные операции не были остановлены. Есть новая дата - 9 декабря, которая была предварительно намечена для встречи министров энергетики "Южного потока". Эта встреча также пройдет, и я надеюсь, что на этой встрече будут разрешены вопросы, в том числе по Третьему энергопакету", - сказал Борисов на совместной пресс-конференции с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером.
Встреча, посвященная судьбе проекта, пройдет на уровне министров энергетики заинтересованных стран. Приглашения на нее были направлены в Австрию, Болгарию, Венгрию, Грецию, Италию, Румынию, Словению и Хорватию.
Президент Болгарии Росен Плевнелиев считает, что будущее "Южного потока" находится в прямой зависимости от диалога между Россией и ЕС. Он также добавил, что сейчас никто не может дать оценку относительно того, получит Болгария выгоду или потеряет от остановки проекта "Южный поток", поскольку все, что касается доходов этой страны, "находилось в зоне гипотетических подсчетов".
По его словам, все стороны, заинтересованные в реализации проекта "Южный поток", провели серьезную подготовительную работу и делегировали Европейской комиссии право на проведение переговоров с Россией, чтобы принять решение по этому проекту.
"Южный поток", обошедшийся ОАО "Газпром" в $5 млрд, заморожен. Глава Минэнерго РФ Александр Новак сообщил, что Россия окончательно отказалась от него. "Это решение принято было, на мой взгляд, окончательное, и сегодня мы уже занимаемся проработкой вопроса по строительству трубопровода по другому маршруту", - отметил он.
Строительством морского участка газопровода "Южный поток" мощностью 63 млрд кубометров в год занималась голландская South Stream Transport B.V. Акционерами компании являются "Газпром", которому принадлежит 50%, итальянская ENI (20%), германская Wintershall и французская EDF (по 15% каждая).
Заявление президента РФ Владимира Путина, а вслед за ним и главы "Газпрома" Алексея Миллера об остановке строительства "Южного потока" вызвало различные толкования данного шага в рядах экспертов и политических деятелей разных стран и разные оценки его последствий для заинтересованных сторон. Одни считают это завуалированным признанием экономической нецелесообразности проекта, другие - попыткой давления на ЕС, длительное время препятствовавшего его реализации.
Некоторые наблюдатели полагают, что наибольшие потери в результате понесет сама Россия. Другие уверены, что проиграет в итоге Европа, которая по-прежнему остро нуждается в российском газе, и особенно те страны, куда должен был дойти данный трубопровод.