Власти регионов постоянно жалуются на отсутствие денег на ремонт дорог и просят помощи у федерального центра. Экономический кризис только усугубил ситуацию, о чем не понаслышке знают жители российской глубинки. Неудивительно, что одно из первых поручений президента РФ по итогам апрельской "прямой линии" касалось наведения порядка в расходовании средств территориальных дорожных фондов.
Строительные работы на автомобильной дороге Чита - Хабаровск. Фото: ТАСС
Между тем, по данным Росавтодора, в 2015 г. в региональные дорожные копилки поступило за счет акцизов на бензин и транспортного налога 400 млрд руб. - на 73 млрд больше запланированного. А с учетом трансфертов из федерального центра и небольшой прибавки из бюджетов субъектов РФ расходы на ремонт магистралей должны были составить в сумме 603 миллиардов. Однако по факту незапланированные доходы (те самые 73 млрд руб.) регионы потратили не на дороги, а на иные нужды. Как заявляют в Росавтодоре, в 20 субъектах РФ ушедший "налево" дорожный довесок превышал 1 млрд рублей.
Территориальный дорожный фонд - это часть бюджета субъекта РФ, отдельных счетов для него не существует, пояснил корреспонденту "Утра" директор центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Александр Дерюгин. "По идее, объемы финансирования расходов на дорожное хозяйство должны совпадать с соответствующей суммой доходов. Однако тут региональные власти сами себе хозяева, и за расходование этих средств на другие нужды их никто не наказывает. А дыр в бюджетах субъектов РФ, которые необходимо срочно латать, все прибавляется", - рассказал он.
Что касается дополнительных доходов дорожных фондов, по словам эксперта РАНХиГС, они просто физически не могли быть пущены в дело. "Допустим, по итогам года денежных поступлений оказалось больше, чем планировалось. И что с ними делать в декабре - разгребать снег и строить еще одну дорогу?" - интересуется он.
В принципе эти средства можно было осваивать и в следующем году, но, как выяснилось, регионы их давно "проели". В результате правительство вынуждено было направить почти в треть субъектов РФ на неотложный ремонт дорог в общей сложности 10,85 млрд руб., собираемых системой "Платон" с большегрузов.
Ситуация действительно парадоксальная: с одной стороны, денег на строительство и реконструкцию дорог в региональных бюджетах нет, в связи с чем вновь выросли акцизы на топливо, замораживаются крупные проекты, введена система "Платон", растут штрафы, а с другой - региональные дорожные фонды получают незапланированные доходы, считает аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко. "Понятно, что с точки зрения чиновников тратить эти деньги при уже принятых бюджетах на ремонт дорог нельзя, но в таком случае не совсем понятно, куда именно "ушли" эти средства и что такое "иные расходы", - отметил он.
По его мнению, необходимо усилить меры контроля не только над тратами, но и над доходами различных бюджетов, в том числе незапланированными. "Если этого не будет сделано, то и деньги "Платона" будут благополучно потрачены на "прочие расходы", - заявил Яковенко.
Президент Владимир Путин во время "Прямой линии" заявил о необходимости "маркировать" средства дорожных фондов, чтобы они расходовались только по целевому назначению. Для этого он поручил правительству до 1 июня подготовить изменения в законодательство, гарантирующие, что все фактические доходы региональных дорожных фондов будут направляться на строительство и ремонт магистралей.
Однако, по мнению первого вице-президента "Опоры России" Павла Сигала, важно не только формально следить за тем, что деньги расходуются по назначению, но и оценивать эффективность вложений. "К примеру, несложно рассчитать для каждого региона среднюю стоимость строительства и реконструкции 1 кв. м дорожного полотна по одной из утвержденных технологий. И если в том или ином регионе будут наблюдаться существенные отклонения от данных показателей, автоматически проводить проверку с привлечением Генеральной прокуратуры РФ", - предложил он.
Кроме того, по его словам, в решении проблемы поможет введение персональной ответственности региональных чиновников не только за объем строительства, но и за средние сроки эксплуатации дорожного полотна. "Ни для кого не секрет, что намеренно некачественная реконструкция дорог - один из главных источников денег коррупционеров на всех уровнях власти", - подчеркнул Сигал.