Проблемы в экономике, девальвация рубля, сокращение спроса на зарубежные туры, закрытие для российских туристов Турции и Египта не способствуют восстановлению рынка, по которому в 2014 г. прокатилась волна громких банкротств. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), численность компаний, работающих в сфере выездного туризма, сократилась за прошлый год на 70%, а в 2016 г. с рынка могут уйти еще 25-40% туроператоров. Что и неудивительно - согласно прогнозам, число выезжающих за рубеж сократится на 25-30%.
Фото: Григорий Сысоев/ ТАСС
Часть крупных туроператоров переориентировалась на внутренний рынок. Но он тоже сужается, и места на нем хватило далеко не всем. Как рассказал корреспонденту "Утра" гендиректор турфирмы "Дельфин" Сергей Ромашкин, за два года количество компаний в Федеральном реестре туроператоров сократилось чуть ли не втрое. "Осталось порядка 600-700 из более 2 тысяч. Но в основном ушли мелкие туроператоры с небольшими объемами", - отметил он и добавил, что среди выживших - в основном устойчивые и стабильные фирмы, которым в перспективе разорение не грозит. Произошло очищение рынка, с него ушли компании, которые ранее работали в убыток или балансировании на грани, заявила ранее исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Однако обжегшись на молоке, участники рынка теперь дуют на воду. На заседании наблюдательного совета ассоциации "Турпомощь" руководители крупнейших туроператоров и турагентств призвали бороться с демпингом, который может нанести серьезный урон туристическому бизнесу. Несмотря на то что именно опасная ценовая политика стала одной из главных причин массовых банкротств туроператоров в 2014 г., некоторые игроки продолжают продавать турпакеты дешевле себестоимости, заявили участники рынка. А это может вновь привести к дестабилизации отрасли. И даже если в этот раз не дойдет до банкротств, демпинговые турпакеты чреваты низким качеством услуг и плохим сервисом, считают специалисты. Поэтому важно своевременно выявить компании, которые длительное время занижают стоимость туристического продукта.
Недобросовестных игроков предложено определять на основе сравнения средних цен на различных туристических направлениях с помощью существующих онлайн-сервисов. Кроме того, можно сравнивать стоимость перелета с конечной ценой турпакета, поскольку случается, что "горящие" предложения продаются по цене перелета и даже ниже, рассказал корреспонденту "Утра" первый вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. По его словам, правовых механизмов для регулирования демпинга, а на самом деле недобросовестной конкуренции, сегодня фактически нет. Однако необходимо определить некий критерий, позволяющий отличать спецпредложение от откровенного демпинга. Последним было решено считать факт продажи компанией путевок по цене ниже стоимости перелета в течение месяца.
"Это явное свидетельство того, что экономика туроператора идет в минус. Даже если он приобрел большой объем турпродукта и ему надо его сбросить, это может занять неделю-две. Если же компания системно работает в убыток, это означает накапливание долгов, что в конечном счете сработает против всех участников рынка, включая авиаперевозчиков, ну и самое главное, против потребителя", - пояснил Барзыкин.
Необходимо информировать участников рынка и вступать в диалог таким туроператором, считает он. "Если налицо работа в минус, это должно озаботить и Росавиацию, и всех тех, кто рискует потерять свои деньги", - полагает вице-президент РСТ.
Ростуризм пообещал, что на акции и спецпредложения борьба с демпингом не распространится. Однако, по мнению Сергея Ромашкина, на практике эту идею будет реализовать сложно. "Есть объективная экономическая действительность, в которой низкие цены время от времени - насущная необходимость. Как отличить разовый демпинг от демпинга в целом, не знают ни Ростуризм, ни сами туроператоры", - уверен он.
По словам Ромашкина, существует ситуационный, форс-мажорный демпинг, когда оператор просто вынужден сбрасывать цену на путевки, чтобы не отправить чартер пустым. Но кроме этого есть еще и плановая политика низких цен, к которой туроператоры прибегают, в частности, при выходе на новые рынки. "Для привлечения клиентов необходимо создать интересное предложение и опустить цены ниже нижнего. Иначе привлечь к себе внимание невозможно", - отметил он и добавил, что дешевизна при этом достигается не в ущерб качеству, а за счет перераспределения прибыли с других направлений.
Руководитель Ростуризма Олег Сафонов считает, что попытки захвата рынка с помощью демпинга - это иллюзия. "Финансов не хватит, и в итоге это приведет к банкротству туроператора и дестабилизации всего рынка", - предупредил он.
Работающие сегодня на рынке компании имеют свою осмысленную экономическую политику. И даже если нам кажется, что это какая-то глупость, возможно, это часть какого-то плана, детали которого другим игрокам просто неизвестны, возразил гендиректор "Дельфина". "Самое простое, с чем могут ошибиться эксперты, - с количеством "горящих" туров. Мы же не знаем, сколько путевок по €100 собираются таким образом реализовать - 100 или 10 тысяч", - отметил он.
И все же турагентства решили подстраховаться и защитить себя и своих клиентов от покупки кота в мешке. Они просят Ростуризм разрешить им рассчитываться с заподозренными в демпинге туроператорами в день заселения туриста на курорт. Такая схема позволит в случае форс-мажора вернуть деньги за тур клиенту. Ростуризм поддержал эту инициативу, однако, по мнению Олега Сафонова, эта мера полезна в высокий туристический сезон, но не может быть панацеей.
Эта инициатива абсолютно нереальна, считает Сергей Ромашкин. "С какой радости туроператор должен кредитовать агента? И какие гарантии, что последний расплатится в назначенный день?" - интересует он. По его словам, недавно компания получила от правоохранительных органов по всей стране около 100 запросов о мошеннических действиях турагентов. "Они попросту собирают деньги с туристов и кладут себе в карман. Например, один такой деятель в Магадане сумел унести таким образом 30 млн рублей", - рассказал гендиректор турфирмы "Дельфин".
К тому же, добавил он, на выездном рынке добавляется еще такая техническая сложность, как курсовая валютная разница. Может возникнуть ситуация, когда агенту в день заезда туриста придется отдавать оператору большую сумму, чем он взял с клиента месяц назад. "Агент вряд ли захочет брать на себя эти риски", - уверен Ромашкин.
"Конечно, в нормальной ситуации подобная система расчетов неприемлема, у туроператоров попросту нет таких оборотных средств, - считает Юрий Барзыкин. - К тому же таким образом мы перемещаем тогда центр расчетов на агентскую сторону, а эти фирмы еще меньше застрахованы и защищены, чем операторы, у которых хотя бы финансовое обеспечение есть".
Между тем, по его словам, такая практика имела место в прошлом году, когда в разгар кризиса с "Трансаэро" "Библиоглобус" был вынужден работать по такой системе расчетов, и ему удалось выйти из сложной ситуации и сохранить партнеров. И в этом году есть такие примеры. "Такая схема расчетов не дает накапливаться задолженности по неисполненным турам. Но ее применение возможно при определенной специфике и между конкретными договаривающимися сторонами", - считает первый вице-президент Российского союза туриндустрии.