"Орел" наведет "Булаву"

Читать в полной версии →
ВМФ России начал модернизацию электронных систем обнаружения атомных подлодок на самолетах-пеленгаторах Ту-142. Новая электроника позволит давать задание ядерным ракетам

Легендарный противолодочный самолет Т-142МР "Орел" сможет давать полетные задания для новейших баллистических ракет "Калибр-НК" и "Булава". Командование Военно-морского флота сообщило, что в ближайшее время начнется апгрейд, то есть обновление всех бортовых радиоэлектронных систем "Орла", а также гигантской антенны - почти 9 км - для связи с атомными подлодками.

Противолодочный самолет дальнего радиуса действия Ту-142М. Фото: ТАСС

В начале июня Ту-142М3 попал в мировые новости и привлек внимание альянса НАТО. В небе над Сирией 4-5 июня жители Алеппо засняли на видео пролет "русского богатыря". Эксперты предположили, что самолет вычисляет подводные лодки альянса НАТО либо дает целеуказания для российских ракет. Напомним, что Генштаб России впервые применил новейшую разработку - высокоточную ракету "Калибр-НК" морского базирования для удара по террористам в Сирии. Было выпущено 18 ракет по 7 целям.

Правда, это мог быть обычный пролет через Сирию, Иран и Ирак к Средиземному морю, где проходили учения совместно с крейсерами ВМФ РФ. Но где бы ни появлялся гигантский "небесный корабль" времен холодной войны, он вызывает смешанные чувства от тревоги до паники. Так, в конце октября 2015 г. четыре американских истребителя вылетели с палубы авианосца "Рональд Рейган" на перехват двух Ту-142 в нейтральных водах. Причиной послужил низкий пролет авиапеленгаторов над авианосцем. В тот момент американских моряков и русских летчиков разделяли 150 метров. Машина имеет размах крыла 50 м и 4 турбовинтовых двигателя, каждый мощностью 15 тыс. лошадиных сил. Эта махина весом 185 т установила 3 мировых рекорда в 1990 г.: набор высоты 6 км за 4 минуты, 9 км - за 6 минут и максимальная высота полета - 12,5 километров.

Советский самолет был создан в разгар холодной войны для выявления американских атомных подводных крейсеров с ядерными боеголовками. В начале 1960-х гг. появление в ВМС США глубоководных атомных субмарин потребовало от СССР ответных шагов. Главная задача самолета - обнаружение за счет радиопеленга бесшумных субмарин вблизи границ Советского Союза и передача радиоданных собственным подводным крейсерам.

Поскольку сверхдлинные волны проникают в толщу воды лишь на десятки метров, то необходимо было создать мобильный сверхмощный передатчик. Соленная морская вода, как идеальный электролит, глушила все сигналы УКВ, ДВ, КВ-диапазонов. Именно такая частота гарантировала связь на большой глубине. Здесь и понадобились сверхдлинные 10-километровые волны. Без гигантской антенны было не обойтись. Иначе подводный ракетоносец оказывался бесполезным при ядерной атаке, поскольку не получал оперативную информацию. Велись разработки и наземных станций, но флот нуждался в самолетах-станциях. В случае уничтожения наземных пунктов связи ядерными зарядами самолеты-связисты могли координировать атаки советских подводных лодок и помогать уничтожать субмарины противника за счет вытяжной антенны длиной 9 километров.

В 1963 г. Минобороны СССР приняло решение создать на базе стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95РЦ новый самолет-транслятор. Так началось создание крылатой лаборатории. Из-за технических сложностей проект рождался более 9 лет, и первый самолет был принят на вооружение только в 1972 году. По сути, СССР к середине 1960-х гг. не имел противовоздушной ракетной обороны (ПРО), способной остановить ядерные заряды с 14 атомных подлодок США типа "Лафайет" и "Этен Аллен", поэтому Ту-142 был единственной надеждой. Первые машины были оборудованы поисково-прицельной системой "Беркут-95" - она успешно отыскивала вражеские лодки при помощи гидроакустических буев, сбрасываемых в воду и передающих сигнал на самолет. Ту-142 также был оснащен газовыми анализаторами с датчиками магнитных аномалий. Станции радиоразведки "Квадрат-2" и "Куб-3" перехватывали радиосвязь иностранных АПЛ на глубинах более 200 метров. Хорошо себя зарекомендовала и инфракрасная поисковая противолодочная система "Гагара", которая регистрировала тепловое излучение кильватерного (хвостового) следа подлодки на глубине.

После обнаружения противника Ту-142 самостоятельно мог нанести удар своим вооружением - в его первых модификациях была авиационная пушка, несколько разновидностей авиационных торпед, три вида авиационных противолодочных ракет, морские мины и противолодочные бомбы с ласковыми названиями "Ласточка" и "Скворец", а также противолодочные бомбы с ядерным зарядом.

В дальнейшем модификации Ту-142 были разоружены. Например, "Орел", не имеет на своем борту средств ведения боя. Машина была разработана в 1977 г. и получила самую мощную антенну. При этом экипаж был защищен от электромагнитного излучения экранирующими металлическими сетками по периметру. "Орел" выделяется среди своих "пернатых однополчан" способностью вести ретрансляцию, оставаясь на земле. Например, он с успехом может быть применен для запуска космических аппаратов. Самолет поступил в войска в начале 1990-х гг. небольшой партией.

Известно, что ВМФ России еще в 2015 г. добился выделения средств на глубокую модернизацию всего авиапарка Ту-142. Наравне с "Орлом" в ближайшие 4 года будут модернизированы бортовое радиоэлектронное оборудование и его сердце - многокилометровая антенна. Значительно улучшатся характеристики противолодочного комплекса, система управления бортовым вооружением и пилотажно-навигационное оборудование. Сегодня на вооружении России стоит 27 самолетов Ту-142 разных модификаций. Еще 4 самолета-связиста Ту-142МЭ есть у ВМС Индии. В прошлом году индийцы списали четыре Т-142, решив ограничиться модернизацией оставшихся четырех бортов из-за дороговизны в обслуживании. Минобороны Индии приняло решение заменить русские самолеты на более экономичный и современный американский аналог - самолет-транслятор P-8i.

Генштаб России прекрасно понимает, что модернизационный ресурс имеет свой потолок, когда речь идет о технике 1970-х годов. К 2025-му необходимо искать новые пути связи. В настоящее время перспективным направлением связи с подводными лодками являются лазеры сине-зеленого спектра. Их излучение способно без искажений проникнуть на глубину до 300 метров. Ученым придется решить вопрос питания такого канала связи, поскольку лазеру требуется 10Вт, а его энергоустановке около 30 Вт. Таким генератором могут стать спутники-ретрансляторы. Пока же альтернативой самолетам выступают наземные станции.

Одна из них в 1990-е гг. шокировала американских ученых. Несмотря на то что СССР распадался, военные конструкторы вводили уникальные технологии. Так, в начале 1990-х Стэнфордский университет (США) опубликовал данные о необычно явлении: научная радиоаппаратура в разных уголках Земли системно фиксировала странные повторяющиеся сигналы на частоте 82 Герц. Частота относилась к "крайне низким частотам" (КНЧ) и имела гигантскую волну в 3,65 тыс. км - четверть диаметра Земли. В Пентагоне быстро выяснили, кто "закоротил" всю планету. Сигнал шел с Кольского полуострова, его источник зафиксировали недалеко от военного аэродрома и родины подлодок - Североморска-3. Секретный объект "Зевс" использовал для особых волн планету Земля как антенну. Два гигантских "электрода" длиной несколько десятков километров подают электрозаряд 30 МВт, заставляя планету слать сигнал. При глубине скважин-"электродов" 2-3 км электрические импульсы проникают глубоко, пронизывая всю Землю насквозь. Импульсы хорошо фиксируются даже научными станциями в Антарктиде. Наши доморощенные радиолюбители умудряются ловить сигнал в Санкт-Петербурге. На одном из форумов выкладываются "сканы" сигналов "Зевса". Например, радиотехнари в период выхода в море атомных подлодок для испытаний ракеты "Булава" в 2014 и 2015 гг. фиксировали шифрованный многочасовой сигнал связи от "антенны - Земля". Подлодки ловят "Зевса" на глубине до 200 м на внешнюю антенну в 1 километр. Из-за низкой скорости передачи данных - 1 байт за 5-15 минут "Зевс" используется для передачи простейших сообщений. Например, "Подняться на поверхность и прослушать сообщение по спутниковой связи".

Очевидно, что военная связь не может бесконечно пользоваться советскими наработками, которые морально устаревают. Необходимы современные решения. Пусть и не столь эффектные и масштабные, как "Зевс", но максимально эффективные.

Денис КУНГУРОВ |
Выбор читателей