В конце октября российские СМИ разнесли по стране новость - "Китайские компании инвестируют в туризм Байкала $11 млрд". Источником стала иркутская туристическая компания "Гранд Байкал", которая подписала Меморандум о намерении с китайской "Чжунцзинсинь" создать туристические объекты с инфраструктурой вокруг озера Байкал.
Фото: Сергей Метелица/ ТАСС
Практически ни одно из новостных агентств не задалось вопросом: "Реалистичны ли такие цифры вложений, и кто эти инвесторы?" На сочинскую олимпиаду было потрачено 325 млрд руб - меньше $10 млрд по курсу 2014 года. Из них доля туристических инвестиций составила менее 3 млрд долларов. По оценкам экспертов, вложение $11 млрд в байкальский туризм - самый фантастический и рисковый инвестпроект по окупаемости. В пресс-релизе компании "Гранд Байкал" сообщается, что цифру $11 млрд выдали китайские аналитики. Также руководство компании сообщило СМИ, что инвесторами выступят и российские компании, но кто именно и в каком объеме - коммерческая тайна. "Гранд Байкал" принадлежит структурам Олега Дерипаски, а "Чжунцзинсинь" - крупнейшей инвестиционной корпорации Китая - CITIC Group. Выходит, что Олег Дерипаска вместе с китайскими коллегами решили подарить россиянам и миру еще одну олимпиаду - туристическую. Причем, за свои, а не государственные деньги. Такой щедрости инвестиционные мировые круги еще не встречали.
Китайские инвесторы традиционно предпочитают вкладывать деньги в энергетику, финансовые рынки. С 2016 года активно скупают акции и целые компании химической промышленности и IT-технологий в Европе и США. Но крупных зарубежных инвестиций в туризм у китайских капиталистов никогда не было. А вот большой интерес к закупкам из России продуктов и воды из Байкала, жители Поднебесной демонстрируют уже несколько лет. Так китайская компания LeEco с 2013 года планирует построить завод на берегу Байкала для бутилирования воды и продажи в Китай. Это стало возможно, после подписания Дмитрием Медведевым в 2013 году постановления о квотах на добычу байкальской воды. Бизнесменам из КНР разрешено выкачивать до 3,5 млн кубометров воды из озера.
В конце сентября 2016 года представитель компании в России Виктор Сюй сообщил, что LeEco начнет поставлять воду уже осенью - торговая марка воды уже зарегистрирована. Китайское предприятие выйдет на добычу 2 млн кубометров воды в ближайшие годы.
Российские аналитики склонны подозревать, что размах российско-китайского туристического проекта - пиар-ход. Туризм, как и инвестиции Байкалу нужны, но не в таких масштабах. Подобные меморандумы позволяют крупным корпорациям договариваться с чиновниками о получении различных государственных субсидирований и налоговых послаблениях. В самой компании "Гранд Байкал" Утру.ру отказались ответить на вопросы о сумме инвестиций, планах по строительству и потоку туристов. Как сообщила руководитель по связям с общественностью Полина Сердобольская, "есть внутреннее соглашение о не предоставление информации третьим лицам". Странно, что столь гигантский проект, который Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) хочет вывести в приоритетные, столь сильно засекречен.
При этом, актуальность развития туризма на Байкале - факт не надуманный. С 2013 года поток туристов, по данным Агентства по туризму Иркутской области, ежегодно составлял 1,2-1,3 млн человек. Из них на иностранных туристов приходится 130-140 тыс человек. Каждый год численность туристов в Восточной Сибирь увеличивается на 20-25%. Даже после того, как в 2014 году стала снижаться доля европейских и американских туристов, им на смену пришли гости из Поднебесной. Китайцы наращивают посещаемость Байкала стахановскими темпами. В 2015 году из почти 150 тысяч иностранных туристов 45-50% пришлось на китайцев. Для наших восточных соседей это выгодное турнаправление, благодаря снижению курса рубля и близости перелета. Перед туристическими компании встала задача расширения сезона от 2-3 летних месяцев до круглогодичного периода. Этому способствует горнолыжная зона "Гора Соболиная", которая привлечет гостей в зимний период. Все эти факторы и оценки аналитиков подтверждают необходимость инвестирования в туристический Байкал. При этом, нужно понимать, что Иркутский туризм будет исключительно китайским. По мнению участников рынка, наплыв гостей из Поднебесной в любую зону отдыха, сразу "вымывает" остальных туристов, ищущих более спокойного соседства. По оценкам аналитиков для окупаемости $11 млрд вложений, потребуется 5-7 миллионный поток туристов ежегодно. Это сравнимо с турпотоком Рима, который посещают 6,6 млн человек в год. При этом, китайцы всегда выбирают самые дешевые путевки, отели и чартеры. Даже при всей лояльности китайцев, Байкалу будет сложно конкурировать с Римом.
Более реалистичная сумма инвестиций в сибирский курорт может составить $1-3 млрд, где львиная доля придется на китайские компании. Вкладываясь в инфраструктуру региона, китайцы захотят открыть не только китайские кафе, рестораны, продуктовые магазины, но и добычу байкальской воды. Китайский туризм на Байкале, это еще и маркетинговый ход по продвижению байкальской бутилированной воды у себя в КНР. По оценкам экспертов, бедственная экологическая обстановка и дефицит питьевой воды в перенаселенной стране открывает большие перспективы перед продавцами воды. Очевидно, что в ближайшие годы рынок Китая будет готов наращивать потребление воды до 5-10 млн кубометров в год. Байкал является самым близким и большим зарубежным источником пресной воды для КНР.
Это осенью руководство китайской корпорации LeEco договорилось с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко об экспорте питьевой воды и строительство завода, хотя предложение еще не подписано. Можно предположить, что Меморандум о вложении $11 млрд сделает сговорчивей российских чиновников по всем направлениям. В том числе и по строительству заводов на берегу Байкала. Как известно, российская сторона настаивает на соблюдении всех экологических норм и квот по забору воды из озера и разливу бутилированной воды. В то же время, китайские компании привыкли экономить на своих предприятиях ради доступных цен. В том числе на соблюдении экологических норм в производстве. Именно этот фактор стал причиной массового загрязнения рек, водоемов и почвы Китая, где развивали производство. После выхода постановления Дмитрия Медведева, допускающего забор воды из Байкала ниже допустимого минимума в осенне-зимний период 2014-2015 годов, экологи неоднократно регистрировали его падение ниже нормы. В последние годы показатель воды в озере снижался, а в ближайших деревнях высыхали колодцы. Экологи Иркутска, также связывают летние лесные пожары в Забайкалье с осушением торфяников. Власти Бурятии уверяют, что забор воды китайскими производителями не нанесет ущерба экологии края. По данным Фонда регионального развития республики? из Байкала можно добывать ежегодно до 400 млн тонн воды в год без ущерба экосистеме озера.
Сейчас китайской стороной ведется работа по проектированию водозабора и производственных цехов. Проводится электроснабжение, решается вопрос строительства железнодорожной ветки для отгрузки продукции в Китай. Весь проект оценивается в 1,6 млрд руб. На предприятии будут задействованы 500 человек, из которых 70% будут местные жители.
Сегодня на Байкале уже работают несколько небольших предприятий по добыче и продаже воды. Одна из самых заметных "БАЙКАЛСИ Кампани АО ГК "Море Байкал", а ее партнером выступает турфирма "Гранд Байкал", продвигающая проект на 11 млрд долларов. ГК "Море Байкал" позиционируется, как крупный поставщик и производитель воды со своей дистрибьюторской компанией и предприятием "Иркутский завод розлива минеральной воды". Компания уже вышла с байкальской водой на рынок Москвы и других регионов. При этом, собственником компании является зарубежная ESW Investment LTD. Остается надеяться, что зарегистрированная в Великобритании компания принадлежит не иностранцам, а российскому олигарху.