Ослабление рубля по отношению к доллару привело почти к двукратному падению российских зарплат по отношению к китайской. С другой стороны, негативный внутренний фактор обернулся заманчивым предложением для китайских и европейских инвесторов, которые готовы открывать филиалы и офисы в России.
Сборка новых моделей автомобиля Hyndai на калининградском заводе "Автотор". Фото: Виталий Невар/ ТАСС
Судя по предложениям работодателей на сайтах, а также по официальной статистике Китая, средняя зарплата в стране в 2016 году составила 600-740 долларов. В России этот показатель колеблется в районе 400-500 долларов. Приходится признать: себестоимость производства в Китае ежегодно растет, а в России начинает падать в долларовом исчислении.
Внешнеполитическое давление и падение внутреннего спроса в России привело к оттоку крупных западных инвестиционных проектов в 2015 году. Но уже в 2017-м слабый рубль даст обратный эффект. Европейский и азиатский бизнес готов запустить производство в России. Причем речь идет не только о локальной сборке продукции для нашего рынка, но и о производстве товаров для экспорта в Европу и Северную Америку. Правда, ряд экспертов видит и угрозу. Россия может оказаться в инвестиционной ловушке, привлекая дешевые и неэффективные инвестиции. И здесь государство должно делать ставку на создание высокотехнологичных совместных предприятий с передачей российской стороне технологий. К примеру, такой опыт успешно реализует с 2014 г. Индия по программе "Делай в Индии".
Иностранные автоконцерны возобновили инвестиции в Россию. Теперь уже в коммерческий транспорт. Например, Peugeot Citroen вновь будет инвестировать в свой калужский завод для выпуска минивэнов Citroen Jumpy и Peugeot Expert. Для азиатских компаний Россия представляет Клондайк благодаря конкурентным ценам. Корейский автомобильный концерн Hyundai в середине 2017 г. планирует наладить производство на калининградском заводе "Автотор" коммерческих микроавтобусов H350. Не отстают и китайские партнеры. Компания Guangzhou Automobile Motor Co. начнет строительство автозавода по выпуску коммерческих фургонов LCV в Ленинградской области в следующем году.
Впрочем, в планах у зарубежных производителей выпуск не только коммерческих автомобилей. Как в начале ноября сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, концерн "Даймлер" определился с местом строительства завода по выпуску премиальных внедорожников и лимузинов в Подмосковье и может вложить в него не менее €300 миллионов.
По прогнозам аналитиков, доля бизнеса из Юго-Восточной Азии к 2020 г. сравняется с оборотом западных компаний в России. Год назад китайский AliExpress сделал то же самое, что в 1990-е "Кока-Кола", только на азиатский манер. Китайцы создали массовую культуру онлайн-покупок. Объемы интернет-продаж растут столь высокими темпами, что китайские онлайн-компании готовы открывать в России офисы, а в будущем запускать производство сложных технических изделий. Если себестоимость будет низкой, это даст китайскому бизнесу прямой выход в страны СНГ и Восточной Европы.
По оценкам управляющего партнера международной консалтинговой компании E&Y Александра Ивлева, компании из Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Южная Корея, Вьетнам, Малайзия, Индонезия) активно идут на российский рынок. При этом, отмечает эксперт, часто заходят именно в промышленный сектор. Очевидно, их привлекает техническое перевооружение российского производства, в том числе в оборонной сфере. Как известно, глава Ростеха Сергей Чемезов поставил задачу перевести все оборонные предприятия на выпуск в равных долях военной и гражданской продукции - 50/50 процентов. По оценкам Александра Ивлева, количество проектов прямых иностранных инвестиций в России увеличилось за год на 80%, дойдя до 171. Пока европейцы остаются лидерами по вложениям - 106 проектов. Низкая стоимость производства в пересчете на валюту впервые привлекла европейских производителей одежды, белья, которые многие годы предпочитали в России только продавать. Как сообщил недавно замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, компании Benetton, Zara, IKEA, а также спортивные ретейлеры "Декатлон", "Спортмастер" после девальвации задумались о размещении производства в РФ. Причем продукция будет производиться как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
В России последние годы болезненно относились к "отверточной" локализованной сборке продукции для внутреннего рынка. Ее считали тормозом модернизации. Но отечественный рынок настолько интегрировался в международный, что сложно порой разобраться, где российское, а где иностранное "отверточное" производство. Например, российский лифт на 70% состоит из деталей, произведенных в Китае, и на 30% - из российских. Или импортный лифт, что на 70% собран локально в России из отечественных компонентов, а на 30% - завезенных из Европы. Какой из них наш, родной? Сегодня практически отсутствуют товары монопроизводства одной страны. Все больше создается совместных предприятий между странами, желающих охватить своей продукцией не одну-две страны, а целые регионы. Таким образом, в России начинают образовываться и развиваться очаги международных корпораций, стремящиеся встать над политическими решениями. Одним из примеров такого успеха является сделка между крупнейшим американским концерном General Electric и ОАО "Интер РАО ЕЭС". В конце 2014 г., несмотря на санкции и стратегическую роль производителя двигателей General Electric в США, было запущено американо-российское производство в Рыбинске по созданию и сборке газовых турбин - "Русские газовые турбины".
Безусловно, России сейчас нужны именно такие проекты, с передачей технологий, совместными разработками и проектированием, а не созданные в поиске дешевой рабочей силы для сборки компонентов и продажи. Крупные стратегические российские компании должны договариваться с приходящими инвесторами о совместных разработках, а чиновники мотивировать иностранный бизнес оставлять свои передовые технологии на русской земле. Одним из успешных примеров является ноябрьская договоренность Объединенной приборостроительной корпорации (Ростех) и французского холдинга Schneider Electric о производстве электротехнического оборудования в Тамбове.
Среди азиатских компаний высокие технологии сегодня могут предложить только южнокорейские компании. Но аналитики предрекают увеличение доли китайских компаний на российском рынке. Это связано не столько с санкциями, сколько с "разворотом на Восток" мирового рынка потребления. В КНР потребление товаров и услуг растет на десятки процентов в год. Сегодня все больше китайских компаний переориентируются на местный рынок. Отчасти с этим связан и рост зарплат.
Пока эксперты затрудняются сказать, выгодно ли будет Китаю перенести часть производства в Россию, где отмечается обратная динамика доходов населения, поскольку в нашей стране крайне низкими темпами растет производительность труда. К примеру, в России с 2003 по 2008 г. ее ежегодный прирост составлял 7%, а после кризиса снизился до 2-3%. В том же Китае с 2005 по 2014 г. прирост составлял ежегодно 18%. Как сообщил "Утру" китайский бизнесмен Барри Йен, владеющий кофейными и чайными плантациями в странах Юго-Восточной Азии, китайские компании сегодня интересуются в России в первую очередь проектами, связанными с ценными полезными ископаемыми. Наиболее комфортные территории для производства - Дальний Восток, Восточная Сибирь и Забайкалье благодаря логистической доступности. Но при создании совместных проектов российским чиновникам не стоит забывать о строгом соблюдении экологических норм, учитывая, что сейчас Поднебесная расплачивается за экономное производство внутри страны катастрофическим состоянием экологии в промышленных зонах. Заводские выбросы в воздух, землю и реки привел к тому, что десятки километров территории оказались непригодны для жизни, а воздух отравлен токсичными выбросами.