Заместитель председателя думского Комитета по законодательству Елена Мизулина считает, что "правительство не выполнило своих обязанностей, не обеспечив должным образом организационно-технические моменты". Так, залы для проведения судебных заседаний в присутствии присяжных заседателей готовы, по данным Мизулиной, лишь в 66 регионах. А в пяти имеются проблемы со списками потенциальных присяжных.
В соответствии с законом от 16 июля 1993 г., в порядке эксперимента с 1 ноября 1993 г. суды присяжных начали действовать в Саратовской, Рязанской, Московской, Ивановской областях и в Ставропольском крае, а с 1 января 1994 г. - в Ульяновской и Ростовской областях, Алтайской и Краснодарском краях. С 1 июля 2002 г. суды присяжных в этих регионах перестали считаться экспериментальными.
"Уже первые дела, - пишет председатель кассационной палаты Верховного суда Российской Федерации А.Шурыгин, - рассмотренные с участием присяжных заседателей, вскрыли существенные недостатки предварительного следствия по установлению и закреплению доказательств". Быть может, именно это позволило одному из разработчиков судебно-правовой реформы, Сергею Пашину, в недавнем прошлом судье, а ныне профессору московского Института экономики, политики и права, заявить, что деятельность судов присяжных в порядке эксперимента "доказала эффективность таких судов".
Президент предложил на остальной территории России вводить данную практику постепенно. Итак, с 1 января 2003 г. рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей начнется в 63 субъектах Российской Федерации. В Карелии, Якутии, Республике Тыва, Хабаровском крае, в Костромской, Новгородской, Пермской, Сахалинской и Томской областях, в городе Москве, Усть-Ордынском, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах присяжные приступят к выполнению своих обязанностей с 1 июля 2003 года. С 1 января 2004 г. они появятся в Карачаево-Черкесской Республике, а также в Ненецком, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах. Введение судов присяжных в Чечне планируется с 1 января 2007 года.
Не одновременное, а поэтапное введение судов присяжных на территории России автоматически приведет к пролонгации моратория на смертную казнь. За его отмену неоднократно высказывались как отдельные граждане, так и парламентарии. После террористического акта в Каспийске 9 мая 2002 г. парламент Дагестана обратился к президенту с просьбой о восстановлении смертной казни. В феврале этого года Государственная дума по предложению члена депутатской группы "Народный депутат" Аркадия Баскаева приняла обращение к Владимиру Путину. Депутаты считают "преждевременной ратификацию Протокола 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 28 апреля 1983 г., в котором идет речь об отмене смертной казни.
Однако ни глава государства, ни парламент не могут своим решением разрешить применение смертной казни в России. В настоящее время ее запрет регламентируется не только Указом президента о введении моратория на применение высшей меры, но и постановлением Конституционного суда, действующим с февраля 1999 года. И если Указ может отменить сам Путин, то над постановлением высшей судебной инстанции он не властен.
Аргументы Конституционного суда сводятся к тому, что Основной закон предоставляет гражданам, которым грозит смертная казнь, право на рассмотрение их дел в суде присяжных. А так как такие суды действуют лишь в десятой части регионов, применение высшей меры наказания запрещено "до введения суда присяжных на всей территории страны". Следовательно, расстреливать преступников станет возможно лишь с 1 января 2007 г., но и здесь есть определенные сомнения.
В июне текущего года практика применения смертной казни только при вынесении приговора судом присяжных была введена во всех штатах США. Более 800 осужденных американцев получили в связи с этим право на пересмотр приговоров. Действовавшие до этого времени законы, позволявшие принимать решение о казни только судье, были признаны Верховным судом "антиконституционными и попирающими основные гражданские права, закрепленные в американской Конституции".
Британское правительство, напротив, считает, что следует отказаться от судов присяжных "при рассмотрении сложных дел". Меньше месяца назад в Англии была обнародована широкомасштабная правительственная программа реформы судебной системы. Государственный министр Лорд Фолконер, выступая в Палате лордов, заявил, что подобная мера призвана "создать систему, при которой виновный будет наказан, невиновный - защищен, а количество преступлений сократится". Указанная программа уже вызвала в Соединенном Королевстве шквал протестов со стороны правозащитных организаций, которые усмотрели в таком подходе угрозу основополагающему принципу презумпции невиновности. Прежние попытки британского кабинета министров во главе с Тони Блэром ограничить возможности суда присяжных были заблокированы верхней палатой парламента как противоречащие демократическим ценностям. Напомним, что Великобритания - одно из первых государств, взявших на вооружение применение судов присяжных. Здесь они были введены еще в XIII веке.
То, что повсеместное введение судов присяжных в России (в 2007 г.) практически аннулирует запрет Конституционного суда на применение смертной казни, вызвало в нашей стране неоднозначную реакцию. Отрицательно о возвращении расстрельных приговоров в разное время высказывались Уполномоченный по правам человека при президенте Олег Миронов, глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, депутат ГД Сергей Ковалев, министр юстиции Юрий Чайка, заместитель начальника Главного управления исполнения наказаний Минюста Олег Филимонов. Да и сам президент не раз заявлял, что "не видит смысла ужесточать наказания, не обеспечив его неотвратимости". По словам Филимонова, на февраль 2002 г. "высшая мера наказания была заменена пожизненным заключением для 1042 человек". А Павел Крашенинников уточняет, что, по его мнению, "пожизненное заключение - более суровое наказание, чем смертная казнь, однако в отличие от пожизненного высшая мера характеризуется неотвратимостью, что особенно важно учитывать в связи с тем, что в России достаточно большой процент судебных ошибок."