Во-первых, он постоянно, целенаправленно и помногу работает. Создать за 10 лет несколько сотен оригинальных, неповторяемых, больших и малых живописных композиций – это огромный труд, сам по себе, независимо от художественного качества, от степени проработанности полотен (а она удивительна), вызывающий восхищение и уважение. Это – пример того артистического трудоголизма, когда путь найден, задачи определены и сомнений не остается: нужно только развивать и наращивать то, что перед тобой ясно открывается.
К счастью или несчастью для публики (первое, наверное) нешуточная борьба художника с самим собой малопродуктивна: внешне перепрыгивая в план европейского искусства, наш автор, по сути, остается тем, кем он был и прежде, т.е. сохраняет в себе национальную первооснову. Безусловно, нельзя не видеть, что, представляя в своих картинах необычные, парадоксальные сочетания предметов и явлений, Сафонкин исповедует сюрреалистическую традицию. Однако сложностей в его картинах в меру, решение головоломных композиций достаточно быстро просчитывается, и, кроме того, создаваемые им красочные миры настолько насыщены выразительными эмоциями, что разглядеть в них происхождение художника не является невозможным.
Происхождение же успешного русско-пражского автора весьма любопытно. Он родом из провинции, из Саранска. Здесь он учился в обыкновенной школе, как все дети, много рисовал, но никогда не думал, что это станет его профессиональным занятием. Тем не менее, в конце концов это произошло. После службы в армии, в год особой активности солнца, как лукаво замечает сам Сафонкин, в нем родился художник, и именно сюрреалист, т.е. изобразитель и сотворитель на холсте тех призрачных и смутных представлений, которые вспыхивают, бурлят и лопаются в сознании или подсознании. А далее уникальный талант в условиях интенсивной работы и сопутствующих внешних и внутренних обстоятельств (внешние – обрушившаяся на страну свобода всего и от всего, внутренние – наличие у нашего автора синдрома лесковского Левши) расцвел потрясающе быстро, буквально в одночасье. Во всяком случае, в Прагу молодой живописец заявился из России уже известным, обкатанным на представительных выставках в Москве и Петербурге художником. В Чехии его талант окреп, вырос и достиг солидного европейского уровня.
Ясность образного видения Сафонкина поистине уникальна. Выносив будущую картину в голове, он уже не прибегает к предварительным эскизам и выстраивает её прямо на холсте. Здесь, обладая превосходным чувством перспективы, он кистью создает глубокое и просторное сценическое пространство, населенное фигурами героев и объектами живой природы, которым присущи фантастическая материальность и определенность. Потрясающая степень иллюзорности в передаче капель воды, шерсти животных, волшебных цветов и бабочек, тканей, нежной кожи вызывает у зрителя восторг, хотя и не является самоцелью, не оттягивает внимание от передаваемой сложной механики человеческих отношений.
Находясь в возрасте семейного Пушкина и слезшего с печи Ильи Муромца и уже достигнув солидных рубежей, русский сюрреалист из Праги не останавливается в развитии. Образная система его полотен раз от разу меняется, углубляется, становится более насыщенной или просто другой. Высота, на которую он еще может взлететь, пока не проглядывается.
* * *
– Как рождаются Ваши образы?
– Я создаю миры, которые существуют, ибо мы не можем придумать того, чего нет. Вначале я ощущаю какую-то внутреннюю вибрацию, из которой возникает аморфное, бесформенное чувство картины. Что получится, еще и предугадать нельзя. В процессе же живописного исполнения выходит так, будто я оперирую неким оптическим прибором. Навожу на какое-то место картины, и оно возникает, проявляется. Как бы из облака. То есть картина, считаю, готова в голове, но должна пройти еще стадию расшифровки.
– При такой натуральности исполнения Вы, должно быть, много работаете с натуры?
– Вовсе нет. Было время, когда я думал делать так, как надо, а не так, как чувствовал. Мне хотелось рисовать с натуры, бегать на пленэр. Но потом до меня дошло, что так называемая натура – это и есть искажение предмета, поскольку видение одного и того же явления у всех разное. Настоящее – это то, что у тебя внутри, чувство, которое есть у тебя к предмету, проходящее через сознание и подсознание. Сама натура ничего не несет.
– У вас много работ. Пишете сразу по несколько?
– Я не привык дробить чувство, но когда устаю над большой картиной, пишу побочно маленькие, своеобразные ответвления большой. Я хотел бы, чтобы у меня было восемь рук. Замыслов хватает, а вот рук нет. Работаю помногу, иногда и по 12 часов. Это зависит от того, насколько я чувствую картину. Даже если я не пишу, её метафизическая мускулатура складывается, поскольку я думаю о ней.
– Вы производите впечатление спортивного молодого человека. Хватает времени на иные занятия, кроме живописи?
– Да, хватает. Было бы желание, можно успевать всё. Творческий же процесс идёт постоянно. Когда я под душем, я нахожусь в живописи, в спортзале – тоже в живописи.
– В Праге Вы вне русской художественной среды. Произошёл ли процесс сближения с чешскими художниками?
– Нет. Я достаточно замкнутый человек и с художниками не сошелся. Вообще считаю, что чехам живопись не удалась. Однако сюрреализм Праги, её метафизика оказывают мне колоссальную поддержку.
– Думаете ли Вы о России?
– Конечно, и очень часто. Думаю, что над Россией долго еще будут греметь раскаты, потом все устроится. Больно, что мы не умеем жить вполнакала, все у нас чересчур: бьем, так до смерти, пьем, так до упаду. В Европе не так. Иногда слышу, что Россия – это как большая выгребная яма. Грубо, конечно, обидно, хотя отчасти и справедливо. С другой стороны, замечу, что на перегное рождаются замечательные цветы.
– Ощущаете ли вы счастье?
– Вообще, по жизни меня ведет неудовлетворенность. Я все время считаю, что мог бы сделать лучше. Однако просыпаясь рано Yтром, я чувствую себя счастливым человеком. Для человека очень важна реализация его планов и идей. Я занимаюсь любимым делом, и в этом мое счастье.
Беседовал Александр Синенький.