Россиянам сделают больно – быстро и единогласно

Читать в полной версии →
Святая борьба за ликвидацию бартера в финансовых отношениях государства и значительного процента его граждан заканчивается не столь убедительной, как предполагалось вначале, но все же победой первого




Через 5 дней Дума рассмотрит во втором чтении пакет законопроектов, призванных, в числе прочего, "монетизировать" льготы. Святая борьба за ликвидацию бартера в финансовых отношениях государства и значительного процента его граждан заканчивается не столь убедительной, как предполагалось вначале, но все же победой первого. Это стало ясно после вчерашнего расширенного заседания Центрального политсовета партии "Единая Россия" – ключевой силы в деле принятия (или, фантазируя, непринятия) данных законопроектов.

На возражения об опасности столь рьяного разрушения фундамента "социального государства", которым почему-то упорно продолжают называть Россию, "партия власти" ответила концептуально. В итоговой резолюции политсовета, на котором почти полностью присутствовал партийный и правительственный иконостас (Грызлов, Слиска, Исаев, Морозов, Зурабов, Жуков, Козак), было сказано: "Сложившаяся социальная система проявляет себя как неэффективная, коррупционная, она входит в противоречие с принципами рыночной экономики". Вчера же стало понятно, что и за пару дней до решающего обсуждения в стенах Думы понимания того, что разрушают, все же больше, чем осознания того, чего предлагают взамен. "Центральный политсовет считает формирование современной и эффективной системы социальной защиты приоритетной задачей партии на ближайшие четыре года", – говорится в упомянутом выше документе. Иными словами, упразднение неэффективной системы произойдет сейчас и повсеместно, а внятная эффективная альтернатива ей будет предложена не так скоро. Не хочется солидаризироваться с рогозинской "родинкой", но что-то от подхода т.н. "младореформаторов" начала-середины 90-х тут действительно есть.

"Единая Россия" совершенно четко представляет себе, какой груз ответственности взвалил на нее президент – пришла пора расплачиваться за неограниченный административный ресурс, переданный в ее пользу на прошлых выборах. Движение против пересмотра системы льгот, или, по крайней мере, за не столь радикальный ее слом возникло одновременно в значительном количестве местных парторганизаций. Не следует идти на поводу общих рассуждений об оторванности "партии власти" от народа: это утверждение справедливо лишь для ее центральных структур. В регионах же рядовые "единороссы" гораздо ближе к народу, чем это принято думать, и игнорировать мнение недовольных очередным витком реформ они не стали. С другой стороны, в самой фракции, состоящей отнюдь не только из партийцев, обязанных соблюдать дисциплину и выказывать повиновение любым посылам из Кремля, но и из независимых депутатов или других "инопартийнцев", с самого начала не было согласия. Производящий впечатление не только до конца не продуманного, но и коряво просчитанного, пакет законов подвергся существенной шлифовке депутатскими поправками. Так было введено понятие "соцпакета" – слабое утешение для тех, кому нужны лекарства на сумму свыше 350 руб. в месяц, но все же лучше, чем ничего. Так отстояли незыблемость с величайшими согласованиями принятого прошлым созывом Думы Трудового кодекса – сегодня правительство намеревалось ликвидировать в нем самое понятие минимальной оплаты труда. Единороссы не беспочвенно козыряют своими "добрыми делами" на ниве поправочного законотворчества – правительство было вынуждено пойти на ряд уступок. Другой вопрос, насколько эта коррекция меняет ситуацию в целом.

В ходе дискуссии о монетизации льгот сказано было много, даже чересчур. Чем больше министр Зурабов рассказывал, как "прозрачно" и "справедливо" все будет распределено между центром и регионами, между регионами и муниципалитетами, тем становилось непонятней. В течение двух месяцев ни один из новостных выпусков на государственных телеканалах не обходился без позитивного сюжета о радости монетизации для рядовых старушек, пенсионеров и инвалидов. За словесной шелухой явственно звучало другое – говорящееся для тех, кто хочет услышать. Раньше государство обманывало граждан, обещая им то, чего дать не могло (бесплатный проезд, лекарство, санаторно-курортный лимит). Теперь оно их обманывать не будет – всего этого (частью – в перспективе, в зависимости от позиций, которые все-таки удалось отстоять) граждане не увидят на, так сказать, законных основаниях. Иными словами, государство честно сказало, что от своих социальных обязательств официально и по закону отказывается. Ложь, таким образом, закончилась, следует праздновать победу правды. Государство взяло ответственность на 100% обеспечить деньгами (о каких договорились) всех, кто попадает под общефедеральное финансирование. Аллилуйя. Все остальное – на совести региональных и муниципальных бюджетов. Откуда они возьмут деньги и что будет, если взять их будет неоткуда, не сообщается. Примечательно, что вчера на заседании политсовета единороссов Дмитрий Козак в ответ на очередное требование "расписать" затратную "пульку" для регионов не сдержался: "Если мы все расходы распишем и для регионов, то это будут не региональные бюджеты, а региональные сметы, а жить мы будем не федеральном, а в унитарном государстве".

Непрозрачность всей процедуры обсуждения столь кардинальных для страны вопросов любого поставит в тупик – кто бы что ни говорил. Каким боком выйдет "пакет Козака", не знает, похоже, никто, включая самого Козака. В тиши кабинетов всем ясно, что векселя в форме льгот, особенно векселя необеспеченные, экономике только мешают. Как от этого отойти – вопрос сложный. До того сложный, что высказываются мнения о непоследовательности правительства, пошедшего на ступки той же "Единой России" или собственным страхам за социальный взрыв – мол, раз замахнулись, бейте в полную силу, бегите половинчатости. Полярные оценки – один из показателей непроработанности выбранной власти стратегии. В этих условиях едва ли не самым серьезным аргументом для разрушения так и в такие сроки становится тезис: "Надо же когда-нибудь начинать".

Исходя из данного аргумента, время и впрямь выбрано идеально. Путин должен быть заинтересован в том, чтобы провести наиболее болезненные реформы максимально скоро. К тому времени, когда встанет вопрос о преемнике, его слово не должно быть словом человека, лишившего инвалидов лекарств, а пенсионеров – поездок по льготным ценам. Однако, памятуя о том, что большая часть расчетов по финансовой состоятельности регионов, в том числе и в части их способности покрыть льготные дыры, будет в лучшем случае закончена к началу 2006 г., борьба за эффективную экономику, ведущаяся наделенными льготами чиновниками против лишенных льгот рядовых граждан, может обернуться неприятными для власти сюрпризами.

Александр КРАЙЧЕК |
Выбор читателей