|
Договоренности с Petro-Canada – лишь часть далеко идущих планов "Газпрома" по завоеванию североамериканского рынка. Поскольку Канада сама добывает и экспортирует газ, то речь идет прежде всего о рынке США. Соединенные Штаты – крупнейший мировой потребитель природного газа. Так, в 2002 г. страна произвела 548 млрд куб. м газа, а "поглотила" 667,5 млрд куб. м, или 26,3% общемирового потребления. Дефицит восполняется в основном поставками из Канады, но растет импорт и из более отдаленных мест. Если в том же 2002 г. в США было ввезено 4,8 млн тонн СПГ, то в прошлом году – уже 11 миллионов. По прогнозам Управления энергетической информации при Министерстве энергетики США, к 2010 г. такие закупки возрастут до 47 млн тонн. Неудивительно, что США считаются одним из самых перспективных рынков СПГ. И "Газпром" хочет иметь на этом рынке свою долю.
Переговоры на этот счет Алексей Миллер вел в ходе своей поездки в США меньше месяца назад с руководством таких компаний, как ChevronTexaco (с ней подписан меморандум о взаимопонимании), ExxonMobil, ConocoPhillips и та же Petro-Canada. Миллер встретился также с министром торговли США Дональдом Эвансом, который обещал заявленным планам "Газпрома" на американском рынке всемерную правительственную поддержку.
А планы эти таковы. Поставки газа в США российский концерн намерен начать уже в следующем году – на первых порах через своповые сделки и в сравнительно небольших объемах (3-5 млрд кубометров год). То есть реально СПГ в Америку будут поставлять европейские партнеры "Газпрома" в обмен на равнозначные поставки в Европу российского сетевого газа. Среди таких партнеров называют, например, норвежскую Statoil, с которой в начале сентября "Газпром" тоже подписал меморандум о взаимопонимании. На втором этапе – в 2006-2009 гг. – своповые поставки буду продолжены по среднесрочным контрактам, причем "Газпром" собирается стать акционером или арендовать один из регазификационных терминалов в США. Наконец, с 2010 г. планируется приступить к прямым поставкам по долгосрочным контрактам с конечными потребителями. Основной ресурсной базой этих поставок должно стать Штокмановское газовое месторождение в Баренцевом море.
Сразу после визита Миллера в США его пресс-секретарь Сергей Куприянов назвал "первоочередной проблемой" поиск партнера по сбыту газа на американском рынке (тогда как "технология и транспортировка – вторые вопросы"). Возможно, в данной роли будет теперь выступать Petro-Canada. Во всяком случае, накануне подписания соглашения с канадской компанией глава "Газпрома" выделил в качестве наиболее проблемного уже другой аспект, заявив следующее: "Сегодня мы очень хорошо представляем узкие места цепочки от добычи до конечного потребителя на американском рынке, и можно сказать, что самым узким местом является вопрос регазификационного терминала". Дело в том, что на сегодняшний день в США существуют всего четыре терминала по приему и регазификации СПГ суммарной мощностью около 18 млн т в год (примерно 23,5 млрд куб. м), и уже в скором времени этих мощностей будет не хватать. Правда, планируется сооружение десяти новых терминалов, как на Атлантическом, так и на Тихоокеанском побережье, рассчитанных на прием 55-60 млн тонн СПГ, однако у Миллера есть сомнения, что все эти проекты будут реализованы (некоторые из них он называет "спекулятивными"). В настоящее время "Газпром" ведет переговоры с девелоперами по поводу своего возможного участия в строительстве новых терминалов.
Между тем главной проблемой может в итоге оказаться самое начало обозначенной Миллером "цепочки", то есть добыча газа на Штокмановском месторождения. Напомним, что лицензия на его разработку принадлежит ЗАО "Севморнефтегаз", созданному на паритетных началах ЗАО "Росшельф" и ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз", дочерними предприятиями "Газпрома" и "Роснефти". Извлекаемые запасы газа на этом месторождении превышают 3,2 трлн кубометров. Согласно ТЭО Штокмановского проекта, на первом этапе добыча газа должна составить 30 млрд куб. м в год, из которых 25-27 млрд будут сжижаться и направляться на экспорт. Проектом предусмотрено строительство завода по получению СПГ, состоящего из трех линий мощностью по 7 млн т в год каждая. Однако на все это нужны деньги и деньги немаленькие: общая стоимость проекта оценивается в $10-15 миллиардов.
"Газпром" сейчас настойчиво ищет инвесторов. Таковыми могут стать все те же Petro-Canada, ChevronTexaco, ExxonMobil, ConocoPhilliрs, а также норвежские Norsk Hydro и Statoil. Меморандум, подписанный между "Газпромом" и Statoil, прямо предусматривает разработку в течение шести месяцев плана первой фазы освоения Штокмановского месторождения. Шесть месяцев отводится и на "исследования возможности совместной реализации нефтегазовых проектов", согласно меморандуму с ChevronTexaco. Под этими проектами понимаются опять же разработка Штокмановского месторождения и поставки российского СПГ в Америку. Ранее в канадской прессе появлялись сообщения о готовности Petro-Canada инвестировать в Россию 3,6 млрд канадских долларов ($2,86 миллиарда). В то же время, исходя из комментариев Сергея Куприянова к сентябрьской встрече Миллера и Бреннемэна в Нью-Йорке, пока "нет оснований говорить о каких-то цифрах инвестиций" со стороны канадской компании. Не появились эти основания, насколько можно судить, и после последней встречи указанных лиц в Москве – непонятно даже, сколько канадцы готовы вложить в строительство завода СПГ в Усть-Луге, не говоря уже о Штокмановском проекте.
Пока все ограничивается одними меморандумами. Как говорил Даниил Хармс, "все меня любят, а денег не платят". Впрочем, возможно, "Газпром", как разборчивая невеста, не столько ищет, сколько выбирает женихов-инвесторов. Тогда остается надеяться на "материализацию чувственных идей" через шесть или девять месяцев.