Тихий ужас из шкафа – прыг!

Читать в полной версии →
Бугимен изо всех сил старается произвести впечатление на героя. К сожалению, тот не ценит его титанических стараний (обмотать человека за минуту целлофаном – это вам не рожи корчить). Зато благодарная публика рефлекторно вжимается в кресла

Бугимен (Boogeyman)
США – Новая Зеландия, 2005
Режиссер: Стивен Т.Кей
В ролях: Барри Уотсон, Эмили Дешанель, Люси Лоулесс




У главного героя фильма ужасов "Бугимен" Тима (Барри Уотсон) явная "шкафофобия", и недаром – в детстве он видел, как его отца затянуло в шкаф неведомой силой, очень похожей на встроенный пылесос. Конечно, взрослые говорили, что отец просто бросил их с матерью, отчего мальчик испытал нервный срыв и долгое время лечился, а потом переехал к дяде, где жил в дальней темной каморке как настоящий Гарри Поттер. Теперь его квартиру всегда заливает свет, а шкафов нет и в помине. Тим даже спит прямо на полу, чтобы каждый вечер не заглядывать под кровать.

Но Тим, похожий на повзрослевшего Петрова из "Приключений Петрова и Васечкина", не привык отступать перед какими-то там фобиями. Все эти пятнадцать лет были только обходным маневром, чтобы наконец "встретиться со своим страхом лицом к лицу". В роли страха – герой американского фольклора Бугимен, место которого в жизни русских детей делили Мойдодыр и Серенький Волчок, а его дальний родственник Бука пугал гораздо меньше, чем домовой или Пиковая Дама. Традиционное место его обитания – шкаф, и потому фильм начинается как "Корпорация монстров", только на этот раз зрителю вовсе не собираются показывать рабочий день простого Бугимена. На экране будет старая добрая игра в прятки с непременным "Бу!" из-за угла.

В США фильм, стоивший $7 млн (что считается очень маленьким бюджетом), в первые же выходные собрал почти в три раза больше. Большая часть миллионов пошла, разумеется, на компьютерные спецэффекты, без которых пугать современного зрителя уже не представляется возможным. Конечно, теперь режиссер Стивен Кей в этом раскаивается, говорит, что он-то хотел играть по правилам, что чем меньше видишь Бугимена, тем больше боишься, что все это должно было происходить только в воображении героя, таиться в тенях и выглядывать из-под кровати.

В результате этих добрых намерений очередной бледный горлум летает по комнате и рассыпается птичками, а лежащая в гробу мамаша (Люси Лоулесс) "внезапно" хватает сына за руку. Разумеется, это самый затасканный штамп, но уж если у тебя в гробу лежит актриса, сложно удержаться, чтобы не попросить ее протянуть руку, хоть этого и не было в сценарии. Все равно зрители этого ждут.

В фильме Тим – тот же зритель, заранее пришедший в кинотеатр в ожидании чего-нибудь "страшненького". А Бугимен точно так же, как создатели картины, работает на своего единственного зрителя, убивая всех вокруг него, стараясь произвести достойное впечатление, соответствовать его детским страхам. К сожалению, Тим не ценит этих титанических стараний (обмотать человека за минуту целлофаном – это вам не рожи корчить). Зато благодарная публика рефлекторно вжимается в кресло, зажмуривает глаза и рассыпает попкорн.

Терапевтическое значение подобных фильмов вполне ясно. Герои доказывают, что если самый верный способ – накрыться с головой одеялом – не сработает, нужно просто громко досчитать до шести и избавиться от всех вещей, которые пугали тебя в детстве или пугают сейчас (в том числе от невесты, которую очень удачно затягивает в слив). И, на будущее, не заказывать шкафов в той же фирме, что родители Тима, и не покупать газоразрядных шаров – все равно стоят они неприлично дорого.

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей