|
В истории мирового искусства есть несколько суперзвезд, которые неизменно пользуются успехом. Музейная практика показывает – стоит только произнести магическое имя Рембрандта, и на выставку валом валит народ, даже если заявленные картины десятилетиями висят в залах постоянной экспозиции того же музея. Своих преданных поклонников имеет и Сальвадор Дали – фанаты готовы выстраиваться в очередь даже на выставку репродукций с картин великого сюрреалиста. Ну а великий и ужасный Энди Уорхолл, разумеется, возглавляет топ-лист этого хит-парада.
С другой стороны, выставка в Третьякове имеет прямое отношение к деятельности алюминиевой компании Alcoa, которая пожелала спонсировать проект и даже прокатить экспозицию в Петербург и Самару. В целях укрепления долгосрочной дружбы и сотрудничества богатые алюминщики решили порадовать русских друзей картинками из своего родного города Питтсбурга. По чистой случайности малютка Энди появился на свет в том же самом городе. Сегодня питтсбургский Музей Уорхола – один из самых обширных музеев мира, посвященных жизни и творчеству одного художника.
Экспозиция, в которую вошло более 300 картин, рисунков и архивных материалов, делится на три раздела. Вступительная часть выставки дает обзор творческой карьеры Уорхола в хронологическом порядке, концентрируясь на четырех декадах его работы: в период с 50-х до 80-х годов. Она включает архивные фотографии и работы Уорхола во время его жизни в рабочем районе Питтсбурга, где он рос и воспитывался, и его первых успехов как коммерческого художника в Нью-Йорке 50-х. Сюда же вошли материалы, посвященные знаменитой уорхоловской "Серебряной фабрики" 60-х, бурной светской жизни в отвязные 70-е, а также истории возникновения и успеха журнала "Интервью". Завершает раздел обзор деятельности Уорхола в 80-е годы – период, связанный с художниками нового поколения: Жаном Мишелем Баскиа, Джулианом Шнабелем и Кийтом Херингом.
Вторая часть проекта целиком посвящена портретам. Сюда вошли многочисленные автопортреты Уорхола, "Двойной Элвис" (1963), "Леди и джентльмены" (1975), изображения Жаклин Кеннеди, Этел Скалл, Натали Вуд, Мика Джаггера и, разумеется, знаменитые серии графических и живописных портретов Мэрилин Монро. Здесь же потрясенному зрителю предстоит знакомство с Уорхолом-кинорежиссером на примере 4-минутного фильма "Screen Test" (кинопортрет в стиле кинопробы) с участием Марселя Дюшана и других, не менее известных личностей.
Третий раздел экспозиции охватывает натюрморты, исполненные Энди Уорхолом в разные годы. Этот раздел включает уорхоловский "Кэмпбелл-суп" (живописный и графический варианты), картину "Кока-Кола", "Серп и молот", "Цветы", рисунки-натюрморты 50-х годов, фирменные клейма и эмблемы 80-х годов, а также ранние фильмы Уорхола "Сон" (1963), "Еда" (1964) и "Бедная богатая девочка" (1965). Здесь же оказались фрагменты популярной выставки 2004 года, демонстрирующей сложные и противоречивые отношения Энди с телефонным аппаратом.