Революция отменяется

Читать в полной версии →
Зритель устает от постоянного мельтешения в кадре, не узнает героев, если их вдруг показывают в другой одежде, и не то что второй раз смотреть "Мужской сезон" не намерен – и первый-то выдерживает с трудом




Мужской сезон. Бархатная революция
Россия, 2005
Режиссер: Олег Степченко
В ролях: Алексей Кравченко, Алексей А. Петрухин, Александр Карпов, Василий Ливанов, Арнис Лицитис, Михаил Горевой, Виктория Толстоганова

Из пресс-релиза: Действие фильма происходит в обоих полушариях земного шара, при участии президентов, боссов наркокартелей, агентов госбезопасности и могущественных секретных организаций. Скорость событий не уступает их увлекательности. Шифры, разгадки, преследования... Тайна нешуточная: раскрытие ее порушит все представления современного человека о том, для чего может делаться международная политика.

Кино, поставленное по некоей книжке, написанной по неким "реальным событиям", – явление, которое в русском кинематографе только набирает силу, но зато уже доказало свою кредитоспособность на Западе. Наверное поэтому новый фильм Олега Степченко "Мужской сезон. Бархатная революция" по книге Александра Карпова качественно отличается от его же весеннего "Сматывай удочки". С помощью агрессивного монтажа, громкой музыки и более интересной истории "Мужской сезон" приобрел товарный вид, незазорный и для премьеры в Голливуде, которая прошла еще раньше московской.

Видимо, для пресыщенных американцев монтаж был доведен до уровня бомбардировки изображениями, от которой неподготовленного зрителя почти укачивает. Постоянные перескакивания с киноизображения на видео, хирургически точные склейки и филигранное соединение со звуковой дорожкой, конечно, вызывает уважение к титаническому труду монтажера, собравшего картинку буквально по пикселям. Расчет был простой: зазевался, потянулся за попкорном, ответил на звонок во время показа – не успел уловить поворот сюжета, не понял развязки, значит, снова придешь, загипнотизированный вспышками света и "рваными" кадрами. Вышел, однако, досадный передоз. Зритель от постоянного мельтешения в кадре устает, не узнает героев, если их вдруг показывают в другой одежде, и не то что второй раз смотреть кино не намерен – и первый-то выдерживает с трудом.

А ведь Степченко и компания вполне справились бы и без этого. Есть у них и история, достаточно интересная без спецэффектов – про агента по борьбе с наркотиками (Алексей Кравченко), который сам вынужден постоянно искать наркотики для жены (Виктория Толстоганова) и невольно попадает в гущу туманной спецоперации по поимке Самого Главного Наркобарона в мире (Александр Яковлев). Некоторые вещи, конечно, проговариваются (прямо так и проговариваются, перед зеркалом: "Кто меня подставил? Свет мой, зеркальце, скажи!"), но в целом история построена грамотно, вплоть до привязанности киллера (Арнис Лицитис) к животным – остаток той человечности, которая в последний момент его и погубит. Однако просто сюжету, каким бы проверенным он ни был (а сюжет здесь проверен на все двести), создатели "Мужского сезона" уже не доверяют, бьют по всем фронтам сразу.

Три их кита – штампы американских боевиков (соперничество-сотрудничество героев-противоположностей, "начальствующий" начальник, комическая сцена стрельбы в тире, обязательная автомобильная погоня), цитаты из советских фильмов ("Белое солнце пустыни", "Три мушкетера", "Трое из Простоквашино") и фольклорные мотивы (то, что Кравченко играет "Ивана-дурачка", ясно было бы и без упоминания этого в диалоге). Сию жесточайшую структуру Степченко со товарищи, надо отдать им должное, заполнили с фантазией (или с учетом специфики "таинственной русской души"). Поэтому романтичный мальчишка по кличке "опер", которому, как герою мультфильма, больше подходит фоторужье, будет описывать сделанную фотографию так: "Это место преступления, но мне так понравился лунный свет и как труп висит".

Они научились прописывать диалоги в каждой отдельной сцене (усилиями специальных авторов диалогов), завязывать сюжетные узлы (казалось бы, на что нам китаец-сэнсей, но и он появится в последнем кадре) и ловко управляться с деталями (лицо рыночной торговки в самой гуще очередного взрыва). Научились шутить в кадре и, видимо, за кадром. Они легко относятся к деньгам и карьере и серьезно – к предательству и закону

Они включают в фильм комические эпизоды (вроде Виктора Гусева, изрекающего: "Как сказал бы Николай Озеров, такой футбол нам не нужен", или Оскара Кучеры в красном паричке в роли бармена) и шуточки вроде клички "Философ" у персонажа с фамилией Бердяев или имени Карел Готт на фальшивом паспорте из Праги.

Они умеют теперь строить аллюзии (весьма прозрачные) на всемирно известных бизнесменов-меценатов и писать в титрах "Основано на реальных событиях". А для зрителей поопытнее подбрасывают немного сюра – вроде нанюхавшегося кокаиновой пыли "специального корреспондента", который в подземельях московского метро крепко держит двух кур. Куры в этом эпизоде исполняют роль голубей Джона Ву, патетически взлетая невинными душами в гуще стрельбы.

Не научились, правда, российские специалисты по блокба$терам пока придумывать названия, зато поняли главное – как сделать "социальный посыл" предлогом для очередного циркового представления с участием автомобилей, пистолетов и китайцев. "Антинаркотическая" сюжетная линия, обеспечившая создателям поддержку властей, третьестепенна по отношению к жанровой структуре и операторскому мастерству Марии Соловьевой.

Реальность перевернули, перекрутили, создали межгалактическую сказочку, в которой злодей весь в белом, а Иванушка-дурачок живет по законам Дао – "смотри на мир простодушно и не доискивайся причин". Сказочку, которая кончится не просто хорошо, а отлично, поместили в неузнаваемое пространство города вроде бы Москвы, совершенно американизированной, с гольфом и американским футболом, бассейнами в квартирах, штабами спецслужб на крышах высоток и подростками с голыми торсами в кабриолетах. Создатели утверждают, что одну из ключевых сцен снимали в так называемом "Бункере Сталина" на глубине 121 метра – но с тем же успехом эпизод мог быть снят в павильоне, настолько эти декорации компилятивны. И нереальными в "Мужском сезоне" кажутся как раз аллюзии на реальность – вроде афганской войны или исполнителя Тимати. А талибы* выглядят точь-в-точь как аборигены в "Звездных войнах", потому что образец создателей фильма – не реальность, сколько бы они ни утверждали обратное. Реальностью они только прикрываются, создавая компиляцию. При этом можно поспорить, что опаснее – компиляция беспомощная, вроде недавних же "Зеркальных войн", или такая изощренная, как "Мужской сезон". Скорее, второе.

* Организация запрещена на территории РФ

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей