ФОТО: rostov.kp.ru |
Вчера Дума приняла внесенный президентом закон "О государственной службе российского казачества". Существовавшие прежде общественные организации, объединяющие казаков и включенные в государственный реестр, отныне приняты на государственную службу и финансируются за счет бюджетов всех уровней, начиная с федерального и заканчивая бюджетом муниципальных образований. В свою очередь, российское казачество организует военно-патриотическое воспитание призывников, принимает участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне, предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, в охране государственной границы России и в борьбе с терроризмом. Порядок принятия казаками обязательств по несению государственной службы, а также чины, знаки различия и даже форму казаков определяет президент России.
Здесь следует пояснить, что такое "реестровое" казачество. В 1996 г., когда позиции Ельцина были слабы, как никогда, власть крайне нуждалась в поддержке электората. Для привлечения голосов казачьих объединений, имевших определенное влияние в ряде регионов, была выдвинута идея о создании государственного реестра, куда вносились имена тех, кто заявлял о своем согласии нести государственную службу. Значительное количество казаков вошло в реестр, хотя были и такие, кто не захотел давать какие-то невнятные обязательства – еще неизвестно, что там у власти на уме. Однако, польщенные вниманием властных структур, казаки проголосовали, в основном, за Ельцина, после чего планы привлечь казачество к госслужбе были благополучно положены под сукно. И это не случайно.
Дело в том, что принятие закона о государственной службе казачества создает весьма опасный прецедент. Ведь казаки – это сословие, как дворянство, мещанство или купечество. В России казачество использовалось для защиты границ государства и представляло собой особое привилегированное военное сословие, положение которого определялось тем, что за службу государству за каждым казачьим войском закреплялась земля, которую войско передавало в пользование казачьим станицам. Эта феодальная форма землепользования сохранялась вплоть до Октябрьской революции. Все казачьи войска и области, населенные казаками, были в военном и административном отношении подчинены Главному управлению казачьих войск (позднее – Казачьему отделу Главного штаба Военного министерства) во главе с атаманом всех казачьих войск, которым являлся наследник престола. Мужское население станиц было обязано нести военную службу, продолжавшуюся 20 лет. На военную службу казак обязан был являться со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. Казачество широко привлекалось к несению полицейской службы, использовалось для подавления протестных выступлений на всей территории России. К началу XX в. в России существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское). Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 г. Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк министерства внутренних дел. Численность войсковых казаков составляла почти 3 млн человек, или 2,3 % всего населения Российской империи.
Вряд ли России уместно возрождать средневековые отношения, в рамках которых наличие каких-то преимуществ, передаваемых по наследству из-за принадлежности (по рождению) к тому или иному сословию, было основой государственных устоев. Разумеется, казачество, став государственной структурой, будет более управляемым. Однако вполне очевидно, что часть казаков будет стремиться к восстановлению в полном объеме тех сословных преимуществ, которые были у них до 1917 года. С подобными претензиями несколько лет назад уже выступал "атаман" Виктор Ратиев, поднимавший вопрос о возвращении казакам всех земель, принадлежащих Донскому Войску. Вот и вчера, вскоре после сообщения о том, что Дума приняла закон "О государственной службе российского казачества", уральские казаки выступили с заявлением, озвученным "атаманом Западного округа Оренбургского казачьего войска в Свердловской области" Михаилом Шикановым: "Этот законопроект ущемляет традиционный образ жизни казаков. Нас рассматривают в нем просто как еще одно подразделение ОМОНа. И ни слова не сказано о наших станицах, о статусе наших жен и детей".
Также не сложно предсказать, к каким последствиям приведет новая роль казаков на Северном Кавказе. Депутат Думы Николай Кондратенко утверждает, что использование "казачьей карты" усилит межнациональную рознь во взрывоопасном регионе. Кондратенко призвал "не создавать казачьи формирования во внутренних войсках на Северном Кавказе, не давать им участвовать в антитеррористических акциях. Пусть они служат в других местах, но на Северном Кавказе надо вести более компромиссную политику". Исполнительный директор общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев полагает, что защита границ государства является разновидностью контрактной службы. "Но когда казакам будет дано право поддерживать правопорядок внутри этих границ, то это тревожит. Как показывает опыт, казаки понимают правопорядок по-своему", – отметил Пономарев.
Создается впечатление, что закон "О государственной службе российского казачества" несет в себе элементы дестабилизации властной вертикали, а не ее укрепления. Нет, это, конечно, будет богатое зрелище: картинные атаманы, сотники да хорунжие с шашками и нагайками на собственных конях будут дефилировать по Красной площади во время военных парадов. Но сегодня приходить на призывной пункт с собственной шашкой от казаков никто не потребует. Вопрос в другом – зачем власти идут на возрождение сословной России? Может быть, следующим шагом станет принятие закона о государственной службе дворян? Нет, скорее всего, казачество хотят превратить в преторианскую гвардию, которая должна выполнять охранительную функцию и защищать властную вертикаль от угрозы "цветной" революции или иных внутренних потрясений. Ну а за верность платят вперед – как деньгами, так и привилегиями.