ФОТО: museum.ru |
"Декабрьские вечера" вошли в жизнь музея закономерно и естественно. Они стали его "вторым призванием", если хотите, его "Скрипкой Энгра". Занятием факультативным, необязательным, но, как оказалось, многократно расширившим наши возможности в диалоге со зрителем. Музыкальный фестиваль придал музею новое измерение, обогатил восприятие глубиной ассоциаций, широтой представлений о времени создания художественных произведений, размышлениями о природе искусства. Он вернул нас к начальному пониманию нашего Дома как Музея изящных искусств" – считает директор музея Ирина Антонова.
В нынешнем сезоне фестиваль отмечает свой юбилей, что, разумеется, стало еще одним поводом вспомнить об его основателе. В память о лучшем друге музея дирекция решила сделать исключение из обычного правила и пожертвовать качеством экспозиции ради чествования Святослава Рихтера.
Название выставки "Скрипка Энгра. Второе призвание. XX век" отсылает к известному историческому анекдоту о великом французском живописце: намаявшись за день с красками, Энгр отводил душу, играя на скрипке в небольшом оркестре. Стоит ли удивляться, что талантливые люди, проявившие себя на ином поприще, в свободную минуту брались за карандаши и кисти.
Фото: museum.ru |
В экспозицию вошли свыше 200 живописных и графических работ С.Рихтера, Г.Гессе, Ф.Дюрренматта, Ж.Кокто, Г.Миллера и других, не менее известных личностей. Порадует зрителя немногое – пожалуй, только театральные эскизы Михаила Чехова и Юрия Завадского, оригинальная графика Дюрренматта и живопись Сержа Лифаря. Поклонники Гессе, возможно, восхитятся видами сельской местности, значительно уступающими по качеству литературным произведениям писателя. И не исключено, что фанатов Людмилы Петрушевской умилят акварельные портретики, которые пару столетий тому назад моли бы украсить домашний альбом любой уездной барышни.
Загадочные композиции отечественного режиссера Владимира Наумова явно навеяны концептуалистами московского андеграунда второй половины прошлого века. А вот красочные полота немецкого певца и дирижера Дитриха Фишера-Дискада свидетельствуют о знакомстве автора с шедеврами экспрессионизма.
Зато на фоне любительских акварелей экс-руководителя Большого Театра Владимира Васильева и известного американского писателя-провокатора Генри Миллера меланхолические пейзажи отца-основателя фестиваля смотрятся вполне пристойно.
Небольшая документальная выставка, одновременно открывшаяся в одном из залов Музея, включает в себя фотоматериалы о предыдущих фестивалях "Декабрьские вечера".