Грачи прилетели надолго

Читать в полной версии →
Из-под кисти Алексея Саврасова вышло немало прекрасных полотен. Кураторы выставки в Третьяковке постарались отразить все этапы творчества художника: в экспозиции представлены свыше 100 его картин


ФОТО: museum.ru



Третьяковская галерея любит открывать монументальные монографические выставки. Они эффекты и не требуют мучительной концепции. Зачем, например, искать новые подходы к творчеству Кустодиева или Репина, когда несколько десятков рисунков и полотен мастера в любом случае привлекут внимание публики. К славной когорте наиболее любимых народом художников относится и Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897). И хотя 175-летие со дня рождения – не самая круглая дата, она стала достаточно весомым поводом для масштабной ретроспективной выставки в залах Третьяковки.

Алексей Саврасов родился 24 мая 1830 г. в семье московского купца третьей гильдии. Уже в ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспособить сына к коммерческим делам", Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. В 1848 г. в отчетах совета Московского художественного общества упоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А.К. Саврасова, которым руководит известный московский "видописец" К.И. Рабус. На средства И.В. Лихачева – мецената и члена совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 г. едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы его награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 г. он заканчивает Училище и получает звание неклассного художника за картины "Вид Московского Кремля при луне" и "Камень у маленького ручья".

Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова. Но уже несколько лет спустя стиль художника начинает меняться: по-прежнему отдавая предпочтение традиционным романтическим мотивам, он ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы.

С этим багажом Саврасов вливается в 60-е годы позапрошлого столетия – годы становления и утверждения русской пейзажной школы. Работая в этом направлении, Саврасов со временем становится одним из ведущих ее представителей, хотя для многих он и по сей день остается художником одной картины, долгие украшавшей страницы "Родной речи".


Фото: museum.ru

"Грачи прилетели" действительно является одним из шедевров мастера. Поэзия обыденности, красота повседневного – эти новые качества привнес Саврасов в русский пейзаж. Во внешне простом мотиве деревенского неказистого ландшафта он передал восхищение внутренней значительностью переходного момента от морозов к теплу, к зарождению новой жизни, трепетного ожидания счастья, которое овладевает всем живым ранней весной. По словам Исаака Левитана, "Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу". "Какая простота! – писал Левитан. – Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу". Никто до Алексей Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Кстати, именно эта картина во многом способствовала успеху Первой передвижной выставки.

И все же из-под кисти Саврасова вышло немало других прекрасных полотен. Кураторы выставки постарались отразить в экспозиции все этапы творчества художника. В проекте задействовано свыше 100 полотен; основная часть – из собрания Третьяковской галереи. Третьяков лично приобретал картины живописца, осознавая выдающееся значение художественных открытий Саврасова в истории отечественного искусства. С течением лет в галерее сформировалась большая коллекция работ художника. Но в советские времена, исходя из директивных принципов комплектации художественных музеев СССР, многие первоклассные работы были изъяты из собрания Третьяковской галереи и переданы в собственность музеев российских городов и союзных республик. Теперь, когда республики приобрели статус независимых государств, возникли трудности с экспонированием в России работ из коллекций Риги, Баку, Алма-Аты и других. Тем не менее, на выставку удалось привезти лучшие картины художника (в том числе и некогда бывшие в собственности Третьяковской галереи) из 21 российского музея, в том числе 16 картин из Русского музея. Свыше 20 полотен поступило от частных коллекционеров Москвы и Петербурга. Многие из этих произведений до недавнего времени были незнакомы не только широкой публике, но и специалистам. Таким образом, кураторы демонстрируют на выставке не только хрестоматийно известные произведения ("Вид на Кремль в ненастную погоду", "Грачи прилетели", "Печерский монастырь под Нижним Новгородом", "Проселок" и другие), но и нестандартный экспозиционный материал, подобранный из высококачественных, но малоизвестных работ (например, "Вид Киева с Днепра на Киево-Печерскую Лавру"). Графическая часть выставки – 40 рисунков и акварелей – полностью укомплектована из фондов Третьяковской галереи. Эта особая часть экспозиции представляет Саврасова как талантливого рисовальщика, искусно владеющего графическими техниками, способного передать тончайшие нюансы состояния природы.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей