Безлюдный будуар

Читать в полной версии →
Розовый будуар с гигантской замочной скважиной в центре выглядел весьма заманчиво. Возбужденные зрители жадно припадали к отверстию, но кроме веселенького дивана и занавесок внутри не было абсолютно ничего...


ФОТО: museum.ru



Художнику Захарову не повезло с самого начала – он родился в эпоху, когда ушли из мира последние дореволюционные "зубры", отгремели оттепельные 60-е, и даже знаменитая "Бульдозерная выставка" уже давно стала частью истории. У художников его поколения практически не было выбора: либо работать в духе кондового соцреализма, либо подаваться в концептуалисты. Будучи человеком порядочным, Вадим Захаров предпочел второе.

Однако же концептуализм – направление затейливое и коварное. Особенно в наших широтах, учитывая склонность местного населения к нестандартным логическим цепочкам и неожиданным умозаключениям, обычно переводимым здравомыслящими европейцами как "загадочность русской души". Душа Захарова сверхзагадочностью, увы, не отличалась. Поэтому в России особых высот на ниве концептуализма он не достиг и в один прекрасный день благополучно эмигрировал в Германию.

Тут дело оказалось еще запутаннее – захаровский концептуализм решительно отказался прививаться на местной почве. И весьма неплохого, а в сущности и талантливого художника явно начало слегка штормить.

Эти невеселые рассуждения приходят голову исключительно после знакомства с грандиозным ретроспективным проектом, посвященным творчеству Вадима Захарова. Согласитесь, не каждому живущему художнику удается удостоиться персональной выставки в Государственной Третьяковской галерее, да еще с весьма существенным "довеском" – экспозицией в Stella Art Gallery, одной из самых престижных московских частных галерей. "Noblesse oblige", как говаривал булгаковский Бегемот. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Фото: museum.ru

Прежде всего – время. Заранее приготовьтесь к тому, что на просмотр выставки уйдет не один час. Терпеливому зрителю предстоит прочесть множество текстов, сопровождающих почти каждое произведение. Без них ничего не понятно. Такое бывает. Вот концептуальный художник Илья Кабаков понятен без всяких экспликаций, а художник Вадим Захаров решительно непонятен. Впрочем, концептуалистские тексты нужно тоже уметь читать между строк.

Большую часть работ автор посвятил себе, любимому. Художник Захаров с повязкой на глазу; художник Захаров и семь белых слоников; художник Захаров оттопыривающий нижнюю губу: то ли проступает проблема эмигрантского одиночества, то ли – непреодолимое стремление к вечному самоанализу.

Отдельные произведения ставят в тупик – например, серия диснеевских персонажей, распечатанных на принтере, или надкусанный бигмак. На вопрос "Зачем уважающий себя концептуалист прямо цитирует уже изрядно потасканные иконы поп-арта?" внятного ответа не может дать решительно никто. Если не принимать в расчет набившие оскомину лозунги типа "Для настоящего художника не существует границ и условностей", самая адекватная версия – "Это единственное, что автор может предложить западной публике, чтобы быть понятым" – не вызывает оптимизма.

И так далее. В середине экспозиции – искусственный каток с юной фигуристкой, неловко кружащейся на пятачке под присмотром бодрой мамаши. "Мам, все, я больше не могу", – несчастный ребенок валится в искусственный снег. На вопрос: "Зачем катаешься?" девочка явно впадает в ступор: "Для красоты, наверное..."


Фото: museum.ru

Продолжение выставки в галерее Stella выглядит не менее загадочно. Проект "Уроки в будуаре" обещает многое: "Зрителям предстоит увидеть серию реальных лекций, прочитанных ведущими критиками, искусствоведами, философами в абсолютно интимной будуарной обстановке, наедине с супермоделью, возлежащей на диване, при отсутствии зрителей". Розовый будуар с гигантской замочной скважиной в центре и вправду выглядел весьма заманчиво. Возбужденные зрители жадно припадали к отверстию, но кроме веселенького дивана и фривольных занавесочек внутри не было абсолютно ничего. Точнее, сначала на диване сидел художник и давал интервью. Позже на нем резвились дети.

Все вышесказанное вовсе не означает, что Захаров – плохой художник. Недаром же его произведения украшают многие музеи мира, а созданный им памятник выдающемуся философу ХХ века Теодору Адорну во Франкфурте-на-Майне и вообще считают настоящим прорывом в современном монументальном искусстве. Просто масштабная ретроспективная выставка – своего рода "проверка на вшивость", которую в реальности выдерживают очень немногие, даже заслуженные и признанные классики. Так что читайте между строк и будьте снисходительны.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей