ФОТО: museum.ru |
Однако же концептуализм – направление затейливое и коварное. Особенно в наших широтах, учитывая склонность местного населения к нестандартным логическим цепочкам и неожиданным умозаключениям, обычно переводимым здравомыслящими европейцами как "загадочность русской души". Душа Захарова сверхзагадочностью, увы, не отличалась. Поэтому в России особых высот на ниве концептуализма он не достиг и в один прекрасный день благополучно эмигрировал в Германию.
Тут дело оказалось еще запутаннее – захаровский концептуализм решительно отказался прививаться на местной почве. И весьма неплохого, а в сущности и талантливого художника явно начало слегка штормить.
Эти невеселые рассуждения приходят голову исключительно после знакомства с грандиозным ретроспективным проектом, посвященным творчеству Вадима Захарова. Согласитесь, не каждому живущему художнику удается удостоиться персональной выставки в Государственной Третьяковской галерее, да еще с весьма существенным "довеском" – экспозицией в Stella Art Gallery, одной из самых престижных московских частных галерей. "Noblesse oblige", как говаривал булгаковский Бегемот. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Фото: museum.ru |
Большую часть работ автор посвятил себе, любимому. Художник Захаров с повязкой на глазу; художник Захаров и семь белых слоников; художник Захаров оттопыривающий нижнюю губу: то ли проступает проблема эмигрантского одиночества, то ли – непреодолимое стремление к вечному самоанализу.
Отдельные произведения ставят в тупик – например, серия диснеевских персонажей, распечатанных на принтере, или надкусанный бигмак. На вопрос "Зачем уважающий себя концептуалист прямо цитирует уже изрядно потасканные иконы поп-арта?" внятного ответа не может дать решительно никто. Если не принимать в расчет набившие оскомину лозунги типа "Для настоящего художника не существует границ и условностей", самая адекватная версия – "Это единственное, что автор может предложить западной публике, чтобы быть понятым" – не вызывает оптимизма.
И так далее. В середине экспозиции – искусственный каток с юной фигуристкой, неловко кружащейся на пятачке под присмотром бодрой мамаши. "Мам, все, я больше не могу", – несчастный ребенок валится в искусственный снег. На вопрос: "Зачем катаешься?" девочка явно впадает в ступор: "Для красоты, наверное..."
Фото: museum.ru |
Все вышесказанное вовсе не означает, что Захаров – плохой художник. Недаром же его произведения украшают многие музеи мира, а созданный им памятник выдающемуся философу ХХ века Теодору Адорну во Франкфурте-на-Майне и вообще считают настоящим прорывом в современном монументальном искусстве. Просто масштабная ретроспективная выставка – своего рода "проверка на вшивость", которую в реальности выдерживают очень немногие, даже заслуженные и признанные классики. Так что читайте между строк и будьте снисходительны.