ФОТО: museum.ru |
По правилам, установленным компанией ЭКСПО-ПАРК, все произведения, заявленные на салоне, просматривает специальный экспертный совет, который, по идее, должен отсекать потенциальные "фальшаки". Правда уровень этой инспекции не устраивает даже директора выставочной компании, который прямо заявил на пресс-конференции, что нашим широтам пока далеко до заграничных порядков. Например, во время французской антикварной биеннале более сотни специалистов неутомимо трудятся в течение трех суток, проверяя все экспонаты. Нашему арт-рынку такого сервиса пока и не снилось.
Кто-то из прозорливых журналистов рискнул задать вопрос об охране бесценных памятников старины. Руководство салона с гордостью констатировало наличие целых трех охранных фирм, денно и нощно бдительно следящих за целостностью экспонатов. По иронии судьбы, буквально через пару часов после окончания пресс-конференции одного из стражей порядка пыталась привести в чувство бригада "скорой помощи" – бедняга просто не вынес столпотворения и долгих бессменных часов на посту.
Кураторы юбилейного ХX Российского антикварного салона получили более 200 заявок на участие в ярмарке. А ведь всего 10 лет тому назад, в первом салоне участвовало всего 18 галерей! Львиную долю экспозиции по-прежнему занимает русское искусство. И хотя ювелирные изделия, гигантские люстры и живопись 30-х годов прошлого века изрядно потеснили торговцев старым искусством, русская живопись XIX в. привлекает особое внимание не только покупателей, но и критиков.
Главным хитом сезона стала поздняя работа Ильи Репина "Гопак", выставленная на стенде галереи "Первые имена". Созданное уже в тот период, когда художник окончательно осел в отделившейся от молодой Советской республики Финляндии, полотно вернулось в Россию через шведский аукцион. Несмотря на то, что картину никак нельзя отнести к числу лучших работ Репина, сам факт появления "чистых" вещей подобного уровня на Салоне не может не радовать.
Отщепенцев, упорно предпочитающих европейское искусство родным березкам, тоже ждут сюрпризы. Самый главный – стенд лондонской Ravenscourt Gallery – единственной иностранной галереи, вторгшейся в пространство российского салона. Скромная экспозиция состоит из произведений художников высочайшего уровня – Дерен, Вальта, Сегонзак. Одним словом, поклонникам Репина и Шишкина есть о чем задуматься. Другой подарок ценителям Парижской школы – экспозиция относительно новой галереи "Улей": Эпштайн, Кислинг, Хмелюк и прочие выходцы с западных окраин Российской империи, некогда прославившиеся в культурной столице Европы.
Экспозиция третьего этажа, лишенная знаковой ковровой дорожки, выглядит покучнее и поскромнее. Среди полотен художников второго круга встречаются современные шпалеры, исполненные по старым эскизам, а среди икон и бронзы можно с легкостью наткнуться на шляпки и бантики бутика "Брюссельские штучки", раскинувшего свою гламурную торговлю прямо среди антиквариата. Зато только на третьем этаже встречаются поистине умилительные вещички, вроде прелестных бронзовых кабанчиков, выставленных на стенде галереи "Частная коллекция".
Как и всякое уважающее себя коммерческое предприятие, Антикварный салон любит щегольнуть изящной "внештатной" программой. Специальная весенняя экспозиция "Актрисы русского театра" посвящена 250-летию высочайшего указа императрицы Елизаветы о создании профессионального русского театра. Одинокие костюмы, туфельки и портретики прим, окруженные богатыми бутафорскими драпировками, заточены в огромные черные глухие витрины, навязчиво ассоциирующиеся с кладбищенской темой. По меткому замечанию одного из присутствующих критиков, экспозиция заслуженно получила второе название: "Колумбарий русского театра".