ФОТО: museum.ru |
С самого начала и далее в течение многих веков Эчмиадзин являлся также центром армянской культуры и письменности. Здесь в начале V века (406 г.) св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит и совместно с католикосом св. Сааком перевел Святое писание с греческого на классический армянский язык; в стенах Эчмиадзина работали известные армянские литераторы, художники и музыканты. Небольшая, но самая важная часть уникальной коллекции, принадлежащей католикосу, представлена в Государственно музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на выставке "Реликвии святого Эчмиадзина", организованной в рамках культурной программы празднования Года Армении в России.
Фото: museum.ru |
Еще один важный экспонат выставки – реликварий с мощами св. Стефана Первомученника, узревшего Господа в тот момент, когда его побивали камнями. От этого архидиакона и первомученика христианской церкви, принадлежавшего к числу семидесяти апостолов, армянской церкви достался довольно мощный зуб, который теперь смогут лицезреть все посетители выставки. А вот мощи святого апостола Фаддея и Акопа Мцбинского (того самого, который, по преданию, и нашел описанную выше частицу Ноева Ковчега на горе Арарат) сокрыты в реликвариях, сделанных в виде длани, украшенных многоцветными камнями, эмалями и фирменной армянской чеканкой.
Надо быть готовым к тому, что ценность некоторых экспонатов будет мало понятна тем, кто не знаком с историей армянского искусства. Например, Четвероевангелие 1374 года, записанное известным армянским философом Григором Татеваци на горе Сепух Даранагияц, украшенное иллюстрациями Хачатурома Кесараци, который не побоялся дополнить традиционные религиозные сюжеты серией светских портретов. Но даже людям, не склонным проявлять интерес к христианским реликвиям, будет интересно познакомиться с прикладным искусством Армении, насчитывающим уже не одно столетие. Правда, как выяснилось, традиция переносить производство в менее развитые страны тоже появилась не вчера: один из увлекательнейших экспонатов выставки – искусно расшитая риза с Богоматерью и святыми, сделанная в Китае. Зато носатые ангелы и волоокий Иисус, изображенные на украшенном яркими цветами занавесе 1741 года, явно выдают руку местного мастера.
Помимо ценнейших реликвий, в экспозицию вошли предметы церковного облачения, инкрустированная драгоценными камнями литургическая утварь: потиры, сосуда для мирра, кадила, ладаницы, рипиды, – а также предметы, принадлежащие высшему руководству армянской церкви.