Всего хватало этому турниру: и голов, многие из которых были очень и очень красивыми, и ярких, драматичных матчей, исход борьбы в которых решался на последних секундах, и сюрпризов, и неожиданностей, и пенальти, забитых и не забитых. Были, как положено, и радость победителей, и слезы проигравших… В общем, было все.
Не было только зрителей. Средняя посещаемость едва перевалила за тысячу, в основном благодаря тому, что на первую игру россиянок с бразильянками в Санкт-Петербурге на трибуны "Петровского" пришли 10200 человек (по иронии судьбы, это оказалась одна из немногих нулевых ничьих). А, скажем, за игрой канадок с китаянками на "Торпедо" наблюдала лишь сотня зрителей, да и на некоторых других матчах аудитория исчислялась трехзначными цифрами.
Никому не нужный турнир, скажете вы? Пожалуй, такой вывод можно сделать, если только не проводить сравнений с чемпионатами предыдущими. Их, как вы уже могли заметить, было два: в 2002 г. в Канаде и в 2004 г. в Таиланде. И вот там-то цифры были совсем другими. На групповой стадии в обоих случаях средняя посещаемость превышала 11 тыс. человек. В Канаде полуфинал с участием хозяек посетили 37194 зрителя, а финал Канада – США – 47784! И даже на матче за третье место Бразилия – Германия побывали ни много ни мало 35 тыс. человек.
Понятно, что особый интерес тому турниру придало успешное выступление канадской сборной, завоевавшей в итоге серебряные медали. Но вот в Таиланде местные футболистки порадовать своих поклонников такими результатами не смогли и, проиграв все три матча с общим счетом 0:18, выбыли на первой же стадии. Что, впрочем, пыла публики не охладило: на обоих полуфиналах было по 10500 зрителей, а на финале и матче за третье место – 23 тысячи.
Так что кому-то в мире девичий футбол все-таки нужен. Но Россия, как видим, в этот круг не входит. Отчего и довелось мне в последние дни не раз и не два услышать от знакомых что-то вроде: "Ну вот, опять деньги на ветер выбрасываем! Взялись принимать какой-то дурацкий турнир, и никакой от него пользы, одни расходы".
Допуская, что и за пределами моего окружения есть люди, разделяющие подобные сожаления, спешу их успокоить: нашей стране этот чемпионат практически ничего не стоил. Принять его – не такая уж великая честь, за которую, как за взрослые мужские чемпионаты, многие страны бьются долгие годы. Это, скорее, почетная обязанность: кто-то же должен его провести во благо развития женского футбола.
Вот ФИФА и вменила эту обязанность России. Намекнув при этом, что успешное проведение первенства позволит нашей стране набрать вистов в глазах отцов мирового футбола и даст возможность в будущем претендовать на более престижные соревнования. Истолковать этот намек можно было и в обратном направлении: откажетесь – можете впредь ни на что не рассчитывать. Так что не соглашаться было опасно.
Но провела сей чемпионат ФИФА на свои деньги, благо уж кому-кому, а этой организации на скудость бюджета грех жаловаться. Расходы принимающей стороны если и были, то поистине мизерные. Свидетельством чего может быть хотя бы такой эпизод. Накануне матчей в подмосковном Щелкове столичные журналисты поинтересовались у российских организаторов: а не будет ли осуществлена централизованная доставка прессы на эти игры? Последовал довольно ясный ответ: "А у нас денег нет. Аренда автобуса стоит 800 рублей в час. Если РФС или кто-то еще даст деньги – организуем, а нет – сами добирайтесь". Как вы можете догадаться, ни РФС, ни кто другой денег не дал.
В общем, если и были какие-то затраты с российской стороны, то лишь на обеспечение самой себя, то есть обслуживавших турнир чиновников и персонала. Ну, себя-то, понятное дело, обижать не принято. Но это, думаю, не те деньги, чтобы волноваться о судьбах налогоплательщиков. Если же вас и вправду беспокоит необоснованный расход народных средств, то переживайте лучше за авантюру под названием "Сочи-2014". Вот уж где деньги действительно потекут рекой. Шутка ли: на проведение гипотетической Зимней Олимпиады (которую, готов поспорить, нам не дадут) планируется потратить почти $12 млрд, больше, чем выделяется из бюджета на все социальные проекты, образование и здравоохранение вместе взятые (и больше, чем затратили, например, Афины на летние (!) Игры-2004). И даже если Олимпиада не состоится, несколько миллиардов все равно уйдут в направлении Сочи, дабы превратить город и его окрестности… Во что? По всей видимости, в первоклассный горнолыжный курорт для тех, кого принято называть политической и бизнес-элитой.
Возвращаясь же к прошедшему чемпионату мира, отмечу, что совсем незаслуженно был он обойден вниманием зрителей. По мне, так понятие "настоящий футбол" гораздо больше применимо к этому турниру, нежели к тому, что мы из недели в неделю видим в матчах российской премьер-лиги. Но я не настаиваю: как говорится, на вкус, на цвет…
Женский футбол: азарт и слезы на поле. Фото.