ФОТО: vakhtangov.theatre.ru |
Похоже, что изначально спектакль все же предназначался для детской аудитории. Об этом свидетельствуют атавизмы детского утренника: нелепые костюмы четырех героев с множеством тряпочно-декоративных деталей (художник по костюмам Марьяна Сычева), простая, но несколько неуклюжая сценическая установка (деревянные лестницы обтянуты маскировочной сеткой, сценография Акинфа Белова), суетливые движения и проскальзывающие преувеличенно радостные интонации актеров. В итоге решили, что показывать спектакль будут для зрителей, начиная с 14 лет. И правда, эта полувзрослая–полудетская постановка о смысле жизни может существенно обогатить возраст зрелости.
Сергей Козлов сочинил Ежика и его волшебный лес в 1960-е годы и в течение многих лет придумывал приключения для своего героя. На самом деле, никаких приключений с ним и не происходит. Традиционных сказочных перипетий, жгучих красавиц, жутких чудовищ в сказках Козлова не встретишь. Его персонажам свойственны, скорее, не дела, а безделье. Но в этом безделье заключен свой микромир. Мир микроприключений. "Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу..." – вот типичное событие из этого мира (Львенка и Черепаху в свое время придумал тот же автор). Ничего конкретного, ничего сверхъестественного не случается, но в отсутствие чуда чудом становится сама жизнь. Сергей Козлов предлагает не бороться с пустотой и скукой, а внимательно и неторопливо вглядываться в нее. Тогда есть шанс обнаружить, что пустота и скука – это не сердцевина, как уверяют многие писатели, в том числе и известные драматурги, а всего лишь периферия жизни. Что это не конец, а начало путешествия. Что дрожащий на кусте лист промозглой осенью – не психологический фон или удачная деталь, а важное и, пожалуй, единственное по-настоящему достойное внимания событие.
Фото: vakhtangov.theatre.ru |
Его слушатели явно младше, они более легкомысленны, более доверчивы. Природа их воображения совсем другая. У Зайки – детская восторженность, у Ослика – юношеская романтизация, у Медвежонка – экспериментаторская основательность и последовательность. Они с энтузиазмом играют на своих любимых инструментах: контрабасе, гитаре и барабане. Они послушно прислушиваются к звукам и голосам, ловят облака и чистят звезды. И с подачи Ежика беззаботно рассуждают о смерти: Ослик рассказывает Медвежонку, что похоронит его на самой высокой горе, а весной обязательно будет поливать проросшие цветы.
Дневник наблюдений за природой оборачивается иногда колыбельными, иногда фантазиями, а иногда дзен-буддистскими откровениями. Учебник природоведения каким-то естественным образом переходит в сборник экзистенциальных задач, в конце которого решения не приводятся. Напротив, в конце исчезают сами источники задач. "А если меня совсем нет, то где я?" – спрашивает Ежик. И, не дождавшись никакого удовлетворяющего ответа (попытка Ослика: "Ты либо у меня, либо у Медвежонка" – разумеется, не в счет), исчезает. А вернувшись и не застав никого, решает придумать всех заново, ведь "все, что вообразишь, будет как живое". Смерть и воображение в этом спектакле оказываются прямыми соперниками, и оба одерживают победу. Как это возможно, понятно только взрослому, тому, кто одновременно умеет думать две мысли. С четырнадцати лет это необходимый для жизни навык.