Единообразный арт-ком

Читать в полной версии →
Поздние полотна Рогинского, идиотские дешевки в виде портретов Путина и Чебурашки, усеянные стразами изображения советских киноактрис, - как любой уважающий себя базар "Арт-Москва" предлагает товары на любой вкус


ФОТО: museum.ru



В Центральном доме художника стартовала очередная ярмарка "Арт-Москва", которая, несмотря на активность организаторов Биеннале современного искусства и регулярные обвинения в неподобающей духу альтернативной арт-ярмарки гламурности, неуклонно продолжает "взрослеть" и расширяться. Как показывает элементарная статистика, основанная 11 лет тому назад, она растет и развивается в стремительном темпе: в 2004 г. в ней приняли участие 43 галереи, в 2005 г. - 53, в 2006 г. - 64. В 2007-м в ярмарке принимают участие не менее 73 галерей. Причем, поголовье иностранцев также неуклонно растет с каждым годом, и в нынешнем сезоне зарубежные кураторы изрядно потеснили наших: из вышеупомянутых 73 стендов российским участникам принадлежит всего 39. И в данном случае иностранные галереи оказались - увы! - чуть ли не единственной приманкой, которой может похвастаться экспозиция.

По традиции, художники не делают специальных проектов для "Арт-Москвы" - как правило, галереи представляют самые удачные работы прошедшего сезона. Поздние полотна Рогинского и замечательные объекты Воронцова на космическую тему, лучшие образцы соц-арта от Косолапова и "вечные ценности", воспетые Виноградовым и Дубосарским, идиотские дешевки в виде портретов Путина и Чебурашки и стильный китч в виде переливающихся серебром и золотом, усеянных стразами изображений известных советских киноактрис, - как любой уважающий себя базар "Арт-Москва" предлагает товары на любой вкус и кошелек.

Для тех, кто редко выбирается на выставки это прекрасный шанс составить себе представление о состоянии российского арт-рынка, но люди, серьезно интересующиеся современным искусством, едва ли найдут для себя что-то новое. По крайней мере, в коммерческой части "Арт-Москвы". Утешают лишь иностранные галереи. Нельзя сказать, что качество работ наших художников уступает зарубежным коллегам. Как ни странно, при всей внешней противоречивости, современное искусство в России кажется слипшимся в какой-то единообразный ком, так что даже произведения вечных оппонентов стали чем-то похожи, как прожившие много лет бок о бок, пусть и ненавидяще друг друга, старые супруги.

Определенное чувство удовлетворенности оставляет внеконкурсная программа. На этот случай кураторы запаслись экспозицией "Современное искусство в частных коллекциях", скульптурно-звуковой композицией "Beyond the sound", инсталляцией Тристана Фавра и несколькими альтернативными проектами.


Фото: museum.ru

В одном из самых занятных уголков экспозиции разместился проект "Мания Игоря" замечательных питерских художниц Цапли и Глюкли - нынешних победительниц "Мастерских "Арт-Москвы". Проект посвящен Игорю Вихореву, фотографу-любителю, жившему в предвоенном Ленинграде. "Был он человеком необыкновенным, и ему даже пиво из ларька приносили на дом, - сообщают художницы. Женщины его любили, а он любил жену свою, красавицу. Он любил ее фотографировать на разных предметах, людях и на себе самом". С фотографий на зрителя действительно глядит волоокая красотка, удобно расположившаяся на различных особях мужского пола. Особи эти, в свою очередь, покорно стоят на четвереньках на полу, на земле и даже в снегу. А прозорливые Цапля и Глюкля предлагают все желающим парам повторить подвиг семейства Вихорева, сфотографировавшись в аналогичной позе, а заодно и проверить, как обстоят дела с проблемой равноправия полов в отдельно взятой ячейке общества.

Прямо над головой питерских художниц расположились два не мене увлекательных проекта - "Коммуналка" и "Шаргород. Первый десант". В соответствии с генеральным планом куратора "Коммуналки", Антонио Джеуза, семь известных российских художников во время проведения "Арт-Москвы" будут делить одно жилое помещение в экспозиции ЦДХ, которое они, по правилам реалити-шоу, не имеют права покидать. По крайней мере, до тех пор, пока наблюдающие сквозь заплеванное стекло за креативным процессом зрители и жюри не исключат неугодных. Тем временем шаргородская экспозиция демонстрирует избранные произведения, созданные на международном Фестивале современного искусства "Арт-Местечко", которое также грозит превратиться в регулярную биеннале.

Невзирая на все претензии, ярмарка "Арт-Москва" - чуть ли не единственное мероприятие, которое реально отражает состояние современного искусства на сегодняшний день. По крайней мере, когда речь идет о российских художниках. В конце концов, каждый экспонент платит за свой стенд кровные денежки и никто не отбирает "участников забега" по принципу художественной актуальности. Если в последние годы "Арт-Москва" медленно, но верно превращается в модный салон и не блещет оригинальностью, стало быть, таковы реальные тенденции российской культурной ситуации.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей