ФОТО: museum.ru |
По традиции, художники не делают специальных проектов для "Арт-Москвы" - как правило, галереи представляют самые удачные работы прошедшего сезона. Поздние полотна Рогинского и замечательные объекты Воронцова на космическую тему, лучшие образцы соц-арта от Косолапова и "вечные ценности", воспетые Виноградовым и Дубосарским, идиотские дешевки в виде портретов Путина и Чебурашки и стильный китч в виде переливающихся серебром и золотом, усеянных стразами изображений известных советских киноактрис, - как любой уважающий себя базар "Арт-Москва" предлагает товары на любой вкус и кошелек.
Для тех, кто редко выбирается на выставки это прекрасный шанс составить себе представление о состоянии российского арт-рынка, но люди, серьезно интересующиеся современным искусством, едва ли найдут для себя что-то новое. По крайней мере, в коммерческой части "Арт-Москвы". Утешают лишь иностранные галереи. Нельзя сказать, что качество работ наших художников уступает зарубежным коллегам. Как ни странно, при всей внешней противоречивости, современное искусство в России кажется слипшимся в какой-то единообразный ком, так что даже произведения вечных оппонентов стали чем-то похожи, как прожившие много лет бок о бок, пусть и ненавидяще друг друга, старые супруги.
Определенное чувство удовлетворенности оставляет внеконкурсная программа. На этот случай кураторы запаслись экспозицией "Современное искусство в частных коллекциях", скульптурно-звуковой композицией "Beyond the sound", инсталляцией Тристана Фавра и несколькими альтернативными проектами.
Фото: museum.ru |
Прямо над головой питерских художниц расположились два не мене увлекательных проекта - "Коммуналка" и "Шаргород. Первый десант". В соответствии с генеральным планом куратора "Коммуналки", Антонио Джеуза, семь известных российских художников во время проведения "Арт-Москвы" будут делить одно жилое помещение в экспозиции ЦДХ, которое они, по правилам реалити-шоу, не имеют права покидать. По крайней мере, до тех пор, пока наблюдающие сквозь заплеванное стекло за креативным процессом зрители и жюри не исключат неугодных. Тем временем шаргородская экспозиция демонстрирует избранные произведения, созданные на международном Фестивале современного искусства "Арт-Местечко", которое также грозит превратиться в регулярную биеннале.
Невзирая на все претензии, ярмарка "Арт-Москва" - чуть ли не единственное мероприятие, которое реально отражает состояние современного искусства на сегодняшний день. По крайней мере, когда речь идет о российских художниках. В конце концов, каждый экспонент платит за свой стенд кровные денежки и никто не отбирает "участников забега" по принципу художественной актуальности. Если в последние годы "Арт-Москва" медленно, но верно превращается в модный салон и не блещет оригинальностью, стало быть, таковы реальные тенденции российской культурной ситуации.