На спасение архива Бергмана нет средств

Читать в полной версии →
Искусствоведам не хватает денег на то, чтобы сохранить для истории записи Ингмара Бергмана. Для обработки архива требуется сумма, в два раза большая, чем та, что выделило правительство страны




Шведские искусствоведы бьют тревогу: на то, чтобы сохранить для потомства творчество великого кинорежиссера Ингмара Бергмана, у них может просто не хватить денег. Правительство страны обещает выделять на "оцифровку" раритетных записей мастера 2 млн шведских крон (около $290 тыс.) в год, но специалисты национального Института кино считают, что этого недостаточно. Чтобы перевести все документы в электронный вид, необходима в два раза большая сумма, говорят они. Многие бумаги являются слишком тонкими и хрупкими, чтобы хранить их.

Президент Фонда Ингмара Бергмана Астрид Содерберг-Видинг заявила журналистам, что возмущена создавшимся положением. "Нежелание нашего правительства выделить достаточную сумму денег является национальным позором", - считает она. Ситуация складывается тем более неловкая, что записи режиссера признаны ЮНЕСКО историческим наследием человечества и включены в программу "Память мира" - об этом написано на официальном сайте организации.

В отчаянии киноакадемики обратились к богатым людям страны, надеясь, что те помогут сохранить наследие великого соотечественника. И меценаты действительно нашлись - в лице семьи Бонье, члены которой владеют несколькими крупными газетами. "Посмотрим, что мы сможем сделать для спасения архивов", - сказал журналистам представитель медиамагнатов. "Это важно не только для нас, но и для самих кинематографистов, для студентов, изучающих современное искусство и для всей шведской культуры", - подчеркнул он.

Ингмар Бергман, которого еще при жизни еще при жизни стали называть одним из классиков ХХ века, скончался 30 июля 2007 г. у себя дома на острове Фаро в Балтийском море. Великий швед отдал кинематографу 60 лет своей жизни из 89, подарив мировому искусству немало картин, которые заняли весомое место в списке известнейших. Среди них такие ленты, как "Земляничная поляна" (1957), "Седьмая печать" (1957), "Как в зеркале" (1961), "Осенняя соната" (1978), "Фанни и Александр" (1983) и другие. Большинство фильмов он создал на основе собственноручно написанных сценариев.

Скорбя о смерти режиссера, многие деятели современного киноискусства отметили огромное влияние, которое оказало на них творчество мастера. В 1988 г. Вуди Аллен, поздравляя Бергмана с 70-летием, назвал его "величайшим художником экрана из когда-либо живших со времен изобретения кинокамеры". Сам шведский режиссер не любил пересматривать свои ленты. "Фильмы, которые я снимаю, всегда сложены из моих мыслей, эмоций, внутренних противоречий, снов и желаний, - говорил он. - Иногда они появляются из прошлого, иногда вырастают из того, что я вижу здесь и сейчас".

Семен САДОВСКИЙ |
Выбор читателей