|
Как пишет издание, на совещании по проблеме воды, состоявшемся на минувшей неделе, премьер-министр России Владимир Путин поставил задачу подготовить интегрированную стратегию развития водохозяйственного комплекса на период до 2020 года. Разрабатывать эту стратегию будет Министерство природных ресурсов и экологии. Не обойдется и без участия специалистов Росводресурсов. "Нам дают финансовые ресурсы, мы их должны эффективно довести до потребителей, - заявил Хамитов. - Мы должны построить плотины, построить защитные сооружения и так далее".
При этом одной из главных проблем, поднимавшихся на совещании, стала плата за водный ресурс, которая, по мнению главы ведомства, слишком низкая. "Для водоканалов вода стоит в пределах 8 - 10 копеек за тысячу литров (за кубометр), - отметил Хамитов. - Для промышленных предприятий - 30 - 50 копеек за ту же тысячу литров. При выработке одного киловатт-часа электроэнергии ГЭС обязана заплатить примерно одну копейку". Поэтому руководитель Росводресурсов считает, что плату за воду надо повысить. "Надо собирать столько, сколько нужно затратить на водохозяйственные работы, на восстановление плотин, на укрепление берегов, на расчистку русел", - заявил он.
По словам чиновника, на такого рода работы требуется "порядка 40 млрд руб. в год, самое большее - 50". "А собирается сегодня в виде платежей и налогов порядка 15 млрд руб, - подчеркнул Хамитов. - Отсюда следует, что 1000 л воды должны стоить не 30 копеек для предприятий, а один рубль... То есть для промышленников можно спокойно поднять до рубля за тысячу литров воды. И это практически не ударит по себестоимости".
Глава ведомства также сообщил, что водоканалы платят "самое большое 10 копеек за 1000 л", а населению воду продают уже примерно по 10 руб. за же тысячу литров. "То есть цена поднимается в 100 раз, - отметил Хамитов. - Понятно, что в этой цене - подготовка воды, очистка, транспортировка, ремонты, прокладка новых сетей, трубопроводов и так далее". Вместе с тем глава Росводоресурсов признался, что уже пятый год не может получить данных от водоканалов о себестоимости воды. "Нет этих цифр, - заметил чиновник. - Это "большая военная тайна".
А вот с сельского хозяйства, которое "и так на грани конкурентоспособности", по мнению Хамитова, нельзя требовать плату за воду. "Если мы еще заставим платить за воду, конечно, это будет сложно и обидно, потому что люди производят для нас основное - продукты питания, - отметил глава Росводресурсов. - Я считаю, что вполне можно было бы с крестьянством нашим договориться таким образом: мы вам - бесплатную воду, вы нам - достаточное количество качественных продуктов питания. Если только символическую плату ввести для того, чтобы как-то чуть-чуть сподвигнуть крестьян на экономию".
Впрочем, глава аудиторско-консалтинговой группы "Финэкспертиза" Агван Микаелян полагает, что объявленное повышение тарифов за водопользование не должно серьезно отразиться на рентабельности большинства предприятий. По его словам, себестоимость воды в промышленной продукции составляет у большинства предприятий десятые доли процента, и исключение составляют пищевые и некоторые другие производства, которые расходуют большие объемы воды. В связи с этим эксперт предположил, что "тем предприятиям, где вода составляет основу производственного цикла, скорее всего будут сделаны послабления".