|
Результатом такого поведения, по мнению Рахмана, является накапливание огромного внешнего долга и хронический бюджетный дефицит, составляющий порядка 12% американского ВВП. И это при том, что на фоне растущих расходов у США по-прежнему нет конкретного плана контроля бюджетного дефицита.
В настоящий момент американские власти все еще сохраняют возможность быть расточительными в значительно большей степени, чем другие страны. Однако всему приходит конец, и если США будут и дальше играть со столь огромными дефицитами, то рано или поздно страна окажется на грани банкротства, полагает Гидеон Рахман. В то же время, угроза банкротства может оказаться для Соединенных Штатов полезной. В свое время тяжелая экономическая ситуация и реальная опасность дефолта подтолкнула многие страны к серьезным экономическим реформам. В качестве примера Рахман приводит радикальные действия британских властей в средине 1970-х и французских в начале 1980-х. Не осталась без внимания и горбачевская перестройка, затеянная в условиях перманентного кризиса советской плановой экономики.
Особое внимание автор обращает на события 1970-х и 1990-х гг. в Китае и Индии. Так, в 1978 г. поводом для начала либерализации и модернизации экономики Китая Дэном Сяопином стал жесточайший финансовый кризис. Находясь в отчаянном положении, в условиях финансового дефицита, китайские власти начали реализацию неординарных экономических идей, приведших к быстрому росту экономики. В 1991 г. схожая ситуация имело место в Индии. Тогда в результате кризиса правительство осталось с валютными резервами, которых могло хватить лишь на две недели обычного импорта. Министр финансов Манмохан Сингх призвал "превратить кризис в возможность построить новую Индию", и у правительства это получилось. Начатые в условиях угрозы дефолта реформы спасли страну от краха.
Опираясь на эти примеры, Рахман делает вывод: для большинства стран лучше оказаться на грани банкротства, чем провалиться в Ниагарский водопад дефолта. Кризисные условия и дамоклов меч банкротства укрепляют позиции реформаторов, тогда как дефолт подрывает доверие к стране со стороны инвесторов и самих ее граждан.
Однако уверенность автора статьи в очистительной силе финансового кризиса и его способности подталкивать страны к чудесному преображению не может не вызывать определенную настороженность. Насколько приведенные в статье примеры справедливы в отношении гарантирующих мировой финансовый оборот и значительную часть мировых резервов США? Размеры дефицита и внешнего долга Соединенных Штатов действительно впечатляют, но вряд ли даже в этом случае к финансово-экономическому и политическому феномену XXI столетия допустимо подходить с инструментами конца прошлого века.