ФОТО: AP |
Вряд ли в данном случае стоит всерьез размышлять и о защите сбережений населения в банках. В стране продолжается галопирующий рост цен, который явно опережает повышение ставки. За последние дни в Белоруссии подорожали основные продукты – мясо, хлеб, овощи и фрукты, крупы; даже официальные лица признают, что инфляция будет весьма ощутимой. Так, по прогнозу замминистра экономического развития Андрея Тура, по итогам года она вырастет до 33% – 39% (изначально прогнозировалось 8,9%), и это в том случае, если курс национальной валюты останется на нынешнем уровне, что маловероятно. Если же учесть, что реальный курс рубля уже сейчас как минимум в два раза превышает официальный, фактическая инфляция может достигнуть и 100%. Согласно прогнозам все того же Минэкономики, официальное число бедняков в стране вырастет в четыре раза – с нынешних 2,5% до 10%.
Правда, после того как Александр Лукашенко приказал ценам упасть, они и впрямь немного снизились, но весьма незначительно по сравнению с предыдущим ростом. При этом очевидно, что такое приказное снижение цен неминуемо влечет за собой увеличение дефицита. И хотя президент одновременно повелел доверху заполнить полки магазинов, выполнить эту задачу будет не так-то просто.
Все больше экспертов разделяют мнение, что даже внешние заимствования не помогут предотвратить окончательный крах белорусской экономики. Но и этих денег страна может не увидеть. В минувшую пятницу ее лидер выступил с весьма смелыми заявлениями. Батька в очередной раз заявил, что никакой "бандитской" распродажи государственных активов не будет и никто ничего не купит без его ведома. А оптимальный выход из кризиса он видит в жизни страны по законам военного времени. "Мы должны выходить из любой кризисной ситуации сами... поставьте всех на военные рельсы! Не хватает "БелАЗов"? Двадцать восемь часов в стуки работайте. Не хватает обуви? Работайте 30 часов в сутки! Не хватает одежды? Пятьдесят часов работайте! Привлекайте людей! Всех тех, кто может лучше и больше работать, надо заставить работать!" – призвал Лукашенко.
Давать деньги стране с таким режимом – не самая приятная перспектива. Да и на выпад относительно приватизации российский министр финансов Алексей Кудрин не преминул заочно ответить, напомнив, что это является основным условием предоставления кредита. Впрочем, тут возникает вопрос, насколько последовательным в своих действиях окажется белорусский президент и будет ли он реально сопротивляться продаже госимущества. По крайней мере, перечисляя ключевые активы, которые он не намерен отдавать просто так, Лукашенко почему-то забыл упомянуть "Белтрансгаз". И, что примечательно, в тот же день российский премьер Владимир Путин сообщил, что переговоры о покупке второй половины этой компании "Газпромом" находятся на завершающей стадии. Сделка уже практически завершена, подтвердил вчера агентству РБК неназванный источник, знакомый с ходом переговоров.
И все же воинственная риторика белорусского президента настораживает. Сегодня уже самому неискушенному наблюдателю ясно, что стране не обойтись без проведения серьезных структурных реформ не только в экономике, но и в политике. В противном случае под вопросом оказывается дальнейшая судьба самого белорусского руководства. Впрочем, позиция, занятая Лукашенко, о готовности к переменам отнюдь не свидетельствует.