Россию впишут в "подростковую восьмерку"

Читать в полной версии →
Создатель аббревиатуры БРИК предлагает добавить к обозначенным ею странам еще четыре и всю восьмерку назвать Growth8. Ее участники как минимум по двум финансово-экономических показателям опережают государства G7


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Аббревиатура БРИК морально устарела, считает ее автор, глава Goldman Sachs Asset Management Джим О'Нил. И даже БРИКС уже не актуальна. Во-первых, к пяти странам (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) стоит добавить Турцию, Южную Корею и Индонезию. А во-вторых, эти страны уже не являются развивающимися, хотя индустриально развитыми тоже пока не стали. Но есть как минимум два финансово-экономических показателя, по которым они опережают государства G7 – темпы роста ВВП и низкий уровень государственного долга.

По прогнозу JP Morgan, в 2012 г. рост развивающихся стран составит 4,6%, тогда как Европу ожидает рецессия, а США – подъем лишь на 1,8%. При этом совокупная задолженность ведущих индустриальных держав в 2011 г., согласно данным МВФ, достигла 104%, тогда как развивающихся – только 36%. К тому же последние являются основными кредиторами первых.

Новую восьмерку О'Нил предлагает назвать Growth8. Речь не идет о создании официальной организации – это всего лишь признание того факта, что все больше развивающихся стран по ряду параметров приблизились к западным экономикам. Однако, предлагая в свое время термин БРИК для обозначения наиболее быстро развивающихся государств, О'Нил и не предполагал, что это предложение встретит такую горячую поддержку у названых стран и прочно войдет в мировой обиход. К слову, несмотря на появление "догоняющих", эта четверка по-прежнему лидирует в своей категории с большим отрывом.

О'Нил прогнозирует, что совокупный ВВП Growth8 к 2020 г. будет составлять около трети мировой экономики, а на долю группы G7 придется чуть более 40%, пишет "РБК daily". Доля развивающихся стран в общем объеме роста мировой экономики продолжит увеличиваться, вырастет не только их вклад в общемировой рост, но и влияние на мировые финансовые рынки.

Впрочем, и на горизонте передовых развивающихся экономик атмосфера не так уж безоблачна. В числе рисков – инфляция и геополитические проблемы. Возможные вооруженные конфликты и смена правительств также могут оказать заметное влияние на фондовые рынки и темпы роста ВВП Growth8. Многим развивающимся странам уже угрожает перегрев экономики. В первую очередь это касается Китая, которому, в отличие от большинства стран мира, в последнее время приходится не столько стимулировать экономический рост, сколько удерживать, чтобы предотвратить надувание пузырей на рынке недвижимости и фондовом рынке.

К тому же Китай постепенно теряет важное качество, которое до недавних пор считалось его главным конкурентным преимуществом, – дешевизну рабочей силы. По данным Министерства труда и социальной безопасности КНР, в прошлом году доходы трудящихся увеличились в среднем более чем на 20%. В крупных китайских городах минимальная зарплата сегодня составляет порядка $200 и выше, причем власти сами активно этому способствуют. Так, буквально на этой неделе они объявили о том, что до 2015 г. средний уровень зарплат в стране должен расти не менее чем на 15% ежегодно. Таким образом правительство Китая старается избежать социальной напряженности, а заодно стимулировать внутреннее потребление.

Однако обратной стороной медали может стать бегство иностранных инвесторов. Уже сейчас многие производства в области легкой и текстильной промышленности переводятся в другие азиатские страны, такие как Вьетнам или Камбоджа. А более технологичные – возвращаются на родину. В частности, о подобном маневре все чаще задумываются компании из США. Американские эксперты подсчитали, что уже через три года разница в себестоимости продукции, произведенной в КНР и США, составит всего 10%. Если добавить сюда издержки, которые раньше с лихвой компенсировались низкой стоимостью труда (пиратское копирование, низкая производительность труда, транспортные расходы и время на доставку товара до конечного потребителя), выгода становится уже не столь очевидной.

Впрочем, драматизировать ситуацию все же не стоит, предупреждают эксперты. Во-первых, перевести с места на место высокотехнологичные производства не так уж просто. Скорее можно говорить о том, что новые заводы будут открываться в других странах, а уже существующие останутся в КНР. Тем более что внутренний рынок страны, который так стремится развить правительство, иностранным инвесторам не менее интересен. И эти оставшиеся предприятия как раз и будут работать на китайского потребителя. С другой стороны, растущий внутренний спрос будет постепенно замещать экспорт, которые закономерно может сократиться из-за роста себестоимости товаров "Made in China".

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей