ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Стало уже аксиомой, что российский бизнес зарабатывает не на увеличении товарооборота (когда невысокий процент прибыли компенсируется частотой ее получения), а на марже. И что поэтому меньше, чем за "два оборота" (то есть 200%) розничная торговля, например, не работает. Или что 15% годовых для ипотеки – это прекрасно, а 20% годовых для потребительского кредита – просто даром.
При этом все прекрасно понимают, что инфляция, на которую так любят ссылаться бизнесмены, уже минимум вдвое – втрое ниже кредитных ставок, а курс рубля стабилен. Что население, обжегшись в кризис на кредитах, которые из него выбивали едва ли не бандитскими методами, сегодня берет кредиты только по наивности, глупости, от безнадежности или в попытке смошенничать. Что уже не только крутые бизнесмены и чиновники ездят за покупками в Лондон и Милан, но и простые люди успешно покупают себе вещи в английских и итальянских магазинах по Интернету.
Точно понимают: иначе то же банкирское лобби, например, не противилось бы уже целое десятилетие принятию закона о банкротстве граждан. Понимают и ритейлеры – потому все чаще "раскрывают кухню", объясняя, что от накрутки в 200% – 300% им достаются жалкие 20% – 30%. Остальное-де уходит на жутко дорогую аренду, коммунальные платежи и взятки. Хотелось бы поверить, но вот беда - есть в России как минимум один иностранный ритейлер, в чьих магазинах вещи стоят дороже, чем в его же магазинах в Лондоне, всего на 30% – ставку таможенной пошлины. И его бизнес процветает.
Недавно эксперты "Стратегии-2020" оценили коррупционно-бюрократическую надбавку в продуктовом ритейле в 15%, а в недвижимости в 25% - 30%. Легко посчитать, что при норме прибыли в 15%+инфляция (это стандартная норма прибыли в мире) общая наценка, даже вычисленная по сложному проценту, не превысит 40% - 60%.
Но завышенные цены – это полбеды. Беда в том, что хорошую вещь или качественную еду в России часто невозможно купить даже за дикие деньги. Можно приобрести питьевую воду, "собранную во время сезона дождей с крыш в самом экологическом месте Земли", – лично видела эту рекламу и долго хохотала над невежеством торговцев, полагающих, что эти муссонные дожди никак не могут быть принесены из других, гораздо менее экологически чистых, мест. При этом нельзя купить качественную обувь за вменяемую цену; при этом нет гарантии, что дорогущая фирменная сумка не окажется поддельной; при этом невозможно проверить, умеет ли дорогостоящий врач лечить.
Есть теория, во всем виноваты те самые чиновники, бюрократы и взяточники. Но мне почему-то кажется, что здесь все наоборот. Это бизнес, ленивый и жадный, предпочел откупаться от пожарных, санврачей и технадзора, вместо того чтобы тратиться на негорючие материалы, перевозку скоропортящейся продукции в работающих рефрижераторах и строительство зданий руками квалифицированных рабочих, а не полуграмотных гастарбайтеров.
И, между прочим, если я права, то этому бизнесу очень скоро может прийти кирдык. Потому что мы вступили, наконец, в ВТО, и через пару лет в России могут появиться иностранные ритейлеры, строительные компании, банки, страховщики, медицинские центры и проч. Для них здесь будет просто рай: огромная страна с платежеспособным населением, которому надоело питаться тухлятиной, ходить в китайских подделках под "фирму" и теряет здоровье в медицинских кабинетах. Да еще за бешенные деньги, влезая в долги под дикие проценты банков и не имея возможности нормально застраховаться от возможных неприятностей. Пусть приходят – жадность должна быть наказана.