Россия продемонстрировала миру небесную мощь

Читать в полной версии →
Авиационное шоу, посвященное 100-летию российских ВВС, удалось на славу. Несмотря на извечный скепсис экспертов, можно сказать, что страна по-прежнему обладает весьма внушительной военно-воздушной мощью



ВСЕ ФОТО



Двенадцатого августа Россия отметила 100 лет со дня создания Военно-воздушных сил. Юбилей прошел торжественно и пышно, став, по сути, грандиозным внеплановым авиашоу мирового уровня и масштаба (главный российский авиасалон МАКС проходит по нечетным годам).

Основная часть юбилейных мероприятий проходила в подмосковном Жуковском. Гостей праздника ждала богатейшая экспозиция образцов военно-воздушной техники, а также воздушное шоу, сопоставимое по масштабам с лучшими мировыми авиасалонами.

Уникальности шоу добавила крупнейшая историко-техническая программа. Никогда ранее в России не демонстрировалось в одном месте такое количество раритетной летающей техники, начиная с самых первых самолетов-"этажерок" начала прошлого века и заканчивая боевыми машинами времен Второй мировой войны. В атмосферу сражений Первой мировой посетителей шоу погрузили триплан "Фокер" и биплан "Ньюпор", предельно натуралистично имитировавшие воздушный бой. Бурю восторга вызвал полет фанерно-матерчатой стрекозы – ретро-биплана Блерио.

По сравнению с пионерами мировой авиации совсем по-взрослому смотрелись и на земле, и в небе машины времен Второй мировой. В Жуковском собрали практически все легенды авиации, включая советские МиГ-3, По(У)-2, И-16, МиГ-15УТИ и самолеты союзников по антигитлеровской коалиции: бомбардировщик Б-25 "Митчелл", британский истребитель "Харрикейн", американский палубный бомбардировщик "Тексан", легендарную летающую лодку "Каталина" и транспортный борт "Дуглас".

Все ретромашины отреставрированы представителями военно-исторических клубов и частными коллекционерами. Владельцами большей части летающих раритетов являются иностранные граждане. Во многом это объясняется тем, что в таких странах, как США, Великобритания, Франция или Германия поиск, реставрация и участие в демонстрационных полетах старинных самолетов (а также другой военной техники) является давней традицией.

Основная часть летной программы была представлена более современными отечественными машинами, такими как реактивные истребители Су-34, Як-130 (учебно-боевой), МиГ-29М и Су-35. Именно они обеспечивали основную пилотажную программу. Как всегда, отличились пилотажные группы "Русские витязи" и "Стрижи", без которых в последнее время не обходится практически ни один крупный мировой авиасалон. Иностранные летные группы выступали на легких учебно-спортивных "Хоках", в отличие от россиян, использовавших для исполнения фигур высшего пилотажа боевые МиГи и Су. Настоящей феерией стали сольные выступления российских и французских пилотов на Су-35 и "Рафаэле" соответственно.

Центральным моментом шоу стал полет главной российской новинки – истребителя пятого поколения Т-50. В паре с МиГ-29 он осуществил ряд не самых сложных маневров, после чего совершил посадку на общую для всех полосу. Во время демонстрации на МАКС-2011 Т-50 старались оградить на земле от зрительских взглядов, моментально зачехляя и убирая с полосы. Вчера подобные меры безопасности, судя по всему, были сочтены излишними, и истребитель можно было хорошо разглядеть не только в воздухе, но и на земле.

Не менее эффектно смотрелись в воздухе и тяжелые машины: самолеты дальней авиации – Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, транспорты Ту-22 Антей, нестареющий Ил-76, летающий командный пункт Ил-80 и другие.

Одним словом, шоу удалось на славу. Несмотря на вечный скепсис экспертов, можно сказать, что Россия по-прежнему обладает внушительной военно-воздушной мощью, достаточной для ведения локальных боевых действий как на чужой, так и на собственной территории.

В то же время, надо признать, что в Жуковском были продемонстрированы, преимущественно, машины, разработанные и принятые на вооружение несколько десятилетий назад. Модернизированные в последние годы образцы представляют собой, в основном, старые модели с незначительными изменениями и новыми обозначениями.

Принципиально новых во всех отношениях решений в российской авиации пока не наблюдается. Единственным относительно новым образцом можно считать Т-50, воплотивший в себя ряд передовых идей, реализуемых в самолетах пятого поколения. Прежде всего, это касается его малозаметности, обеспечиваемой благодаря специальной форме фюзеляжа и новому покрытию. Главным слабым местом проекта остаются сложности с созданием для Т-50 двигателя пятого поколения: пока на летных образцах используются двигатели 117М, созданные для серийного истребителя Су-35 поколения "4++". Впрочем, работа над Т-50 продолжается, и хочется верить, что со временем машина получит полноценную "пятерку".

В пользу этого может свидетельствовать оптимизм отечественных чиновников от обороны, видящих Т-50 в рядах российских ВВС в достаточно скорой перспективе. Как заявил в мае помощник министра обороны по авиации генерал-полковник Александр Зелин, в ВВС РФ первая партия истребителей Т-50 поступит в 2013 году. Эту информацию подтвердил и главнокомандующий ВВС генерал-майор Виктор Бондарев. Пока речь идет о том, что в испытаниях будет задействовано до 14 единиц Т-50.

Как заявил на праздновании 100-летия ВВС президент Владимир Путин, до 2020 г. на вооружение должно поступить более 600 новых самолетов и тысяча вертолетов. Ожидается, что в том числе в войска будет поставлено 60 единиц Т-50. Если все пойдет хорошо, со временем они составят конкуренцию единственному в мире истребителю пятого поколения, принятому на вооружение, – американскому F-22 Raptor.

Помимо этого, до 2020 г. ВВС должны получить около 90 новейших многофункциональных истребителей поколения "4++" Су-35С. Вторая основная машина российских ВВС – МиГ-29. В настоящий момент в войсках их насчитывается 310 (40 у ВМФ). В феврале 2012 г. РСК "МИГ" заключила контракт с Минобороны на поставку 24 корабельных истребителей МиГ-29К и учебно-боевых МиГ-29/КУБ. Предполагается, что это соглашение даст возможность развернуть производство новейшего истребителя МиГ-35 (поколение "4++"), являющегося техническим продолжением корабельного МиГ-29.

## ФОТО: Ольга Соколова #0 Блерио #1 Туммелиса #2 Фоккер #3 У-2 #4 Харрикейн #5 Харрикейн #6 Т-6 Тексан #7 Дуглас С-47 #8 Каталина #9 Митчелл В-25 #10 МиГ-3 #11 Российский истребитель пятого поколения Т-50 #12 Т-50 пилотаж #13 Аллигатор Ка-52 #14 Аллигатор – пилотаж #15 Антей Ан-22 #16 Ил-76 #17 Ил-80 Летающий командный пункт #18 "Красные стрелы" (Великобритания) – встречный разлет #19 "Красные стрелы" #20 Медведи Т-95 #21 Медведь Ту-95 #22 Ми-2 – фристайл #23 МиГ-29 #24 Пилотаж #25 "Рафаль" (Франция) в небе над Жуковским #26 "Рафаль" – пилотаж #27 Самолет радиолокационной разведки #28 Ту-134 Буратино #29 Ту-160 #30 Су-34 – пилотаж #31 Су-35 исполняет "кобру" #32 Су-35 – пилотаж #33 Су-35 – взлет #34 Су-35 #35 Уникальный самолет "Геофизика" #36 "Этажерка" в исполнении Су-34 #37 Як-130 над облаками #38 Як-130 – пилотаж #39 "Стрижи" и "Русские витязи" #40 Фигура "100 лет ВВС России" #41 Як-130 #42 Як-130 – завершающий этап шоу

Выбор читателей