Путин уверен, что народ его любит

Читать в полной версии →
Главный месседж выступления президента адресован "согласному большинству", составляющему электоральную опору власти. Зарплаты растут, пенсии индексируются – и нет оснований отказываться от традиционной лояльности


Фото: ИТАР-ТАСС



Владимир Путин побил собственный рекорд общения с нацией, проведя в четверг в прямом эфире 4 часа 47 минут. До Уго Чавеса (покойный президент Венесуэлы вещал в прямом эфире 8 часов 6 минут) ему, конечно, еще далеко, но отчаиваться не стоит: за десять лет президентства российский лидер, начинавший со скромных двух с небольшим часов, практически удвоил продолжительность сеансов прямой связи. В течение следующего десятилетия вполне может установить новый мировой рекорд.

За эти без малого пять часов страна узнала много интересного. Что президент получил не одно, а целых два письма от Березовского; что правительство вообще и министр образования Ливанов в частности еще поработают а вот экс-министр финансов Алексей Кудрин не хочет идти во власть; что мэр Омска Вячеслав Двораковский – "поросенок", а губернаторы куда-то дели 40 млрд руб., выделенные на повышение зарплаты медицинских работников.

Если попробовать читать между строк, то можно узнать еще больше. Что правительству все-таки следует готовится к ритуальному закланию через год – полтора. К тому времени количество претензий – а Путин их наличия не отрицает – еще вырастет, а вот аргумент "пока не успели себя реализовать" работать уже не будет. Тонкий намек на то, что Кудрину достойного места пока не нашли, но этот бронепоезд стоит на запасном пути следует принять на свой счет лично премьеру Медведеву.

Губернаторам, по всей видимости, предстоит оказаться в роли "козлов отпущения" еще раньше: кто-то же должен отдуваться за отсутствие очевидных улучшений в положении учителей и врачей. О доплатах бюджетникам власть много говорит (тема была одной из ключевых в президентской кампании Путина), но граждане этого счастья никак не ощущают. Такое очевидное противоречие очень опасно, потому что подрывает основы и так во многом исчерпавшей себя формулы общественного договора – "лояльность в обмен на стабильность". Необходимо непротиворечивое объяснение, и неэффективная работа местных властей (а при случае – и намек на коррупцию) для этого прекрасно подходит. А тут еще находчивая журналистка с гениальной идеей: наказывать глав регионов, где семьи живут на 5 тыс. рублей. Президент только покивал согласно, а по проводам уже понеслось: будут наказывать.

Несистемной оппозиции сделано предложение, от которого ей будет очень трудно отказаться: "Мы им предлагаем этот диалог, но некоторые оппозиционные деятели уклоняются от этого диалога". Еще год назад Путин "белоленточную" оппозицию в упор не видел: там не с кем разговаривать, уверял он. На фоне "болотного дела", идущего вот прямо сейчас, суда над Навальным и охоты, развернутой на "иностранных агентов" в рядах НКО, призыв к диалогу можно трактовать единственным образом: оппозиция либо встраивается в предложенный ей формат и играет по установленным правилам, либо подвергается жестким гонениям. Главное правило – "не раскачивать лодку".

Но главный месседж четырехчасового послания Путина адресован, прежде всего, "согласному большинству" – именно оно составляет основную аудиторию госканалов и электоральную опору действующей власти. Зарплаты растут, пенсии индексируются – нет никаких оснований отказываться от традиционной лояльности – вот основной лейтмотив выступления президента. Разумеется, глава государства не устает говорить об этом уже добрый десяток лет. Но на фоне растущей угрозы внутреннего кризиса в речи президента появляются новые интонации. Он дает понять гражданам, что социальное государство требует жертв. Можно, в частности, пожертвовать условиями, необходимыми для экономического роста.

"Путин оценивает устойчивость режима как очень высокую, – заключает политолог Евгений Минченко. – Он считает, что народ в массе своей его любит, нужно только поставить на место несколько горлопанов и минимизировать возможности воздействия извне и на всякий случай приблизить тех в своей команде, кто мог бы уйти в оппозицию".

Насколько оправданна такая оценка, покажет время. Опасность же может состоять в том, что "покупная" лояльность может дать сбой в самый неподходящий момент.


Обсудить на Facebook

Ирина ВОЙЦЕХ |
Выбор читателей