ФОТО: depositphotos.com |
"Может быть, и мы когда-нибудь будем внедрять какие-то элементы этой дифференцированной шкалы. Мы никогда не говорили, что на века ввели плоскую шкалу. Это тоже возможно", - заявил глава государства.
Напомним, действующая в настоящий момент в России "плоская шкала" подоходного налога с 13%-й ставкой была введена в 2001 году. Основной причиной ее использования стала необходимость повышения дисциплины налогоплательщиков и вывод доходов граждан из тени. Более того, "плоская шкала" стала своеобразным социальным контрактом между властью и гражданами, согласившимися открыть свои доходы и признать необходимость уплаты налогов.
На начало 2000-х введение "плоской шкалы" было однозначно оправданным решением, так как после вольницы 90-х позволило сделать первый шаг в сторону цивилизованной системы налогообложения. Благодаря невысокой ставке, гражданам и работодателям подоходный налог было выгоднее платить, нежели использовать схемы уклонения от него. Это позволило государству за короткое время поставить под налоговый контроль значительную часть доходов, получаемых его гражданами.
Как заметил в ходе своего выступления Путин, с фискальной точки зрения "плоская шкала" продемонстрировала свою эффективность: с ее введением в России, сборы налогов резко увеличились. "С точки зрения налога на доходы физических лиц, плоская шкала - самый лучший способ борьбы с уклонением от уплаты налогов", - резюмировал президент. По его словам, применяемая в России плоская шкала вызывает зависть у лидеров тех стран, где применяется так называемая прогрессивная ставка - когда налог возрастает при увеличении доходов, а эксперты считают плоскую шкалу более стимулирующей граждан к раскрытию реальных доходов перед государством, что в конечном итоге способствует экономическому росту.
Между тем восторг относительно эффективности "плоской шкалы" испытывают далеко не все эксперты. По мнению многих из них, "плоская шкала" - это удел стран со слабой экономикой и неэффективной государственной машиной, не имеющих возможности собирать со своих граждан налоги, пропорциональные уровню их дохода.
В развитых странах высокие ставки НДФЛ для граждан с высокими доходами несут в себе не только экономическую, но и социально-воспитательную функцию. Таким образом, система осуществляет демонстративное перераспределение благ от богатых к бедным, через социальные программы, финансируемые, в том числе, и за счет повышенных налогов с богатых.
Что касается России, то отказ от "плоской шкалы" сегодня выглядит возможным как никогда. Хотя главной причиной этого является вовсе не стремление к социальной справедливости, а банальная необходимость пополнения казны.
Стабилизация нефтяных цен на одном уровне и ухудшение конъюнктуры сырьевого рынка нанесли серьезный удар по действующей в России экономической модели. Если ранее практически все расходы бюджета без труда покрывались за счет доходов от сырьевого экспорта, то в нынешних условиях ввиду низкой эффективности экономики это уже невозможно.
Все это заставляет власти страны искать новые способы пополнения бюджета, что неизбежно ведет к увеличению налоговой нагрузки на бизнес и граждан. Альтернатив этому сегодня просто не существует.
Поможет ли улучшить ситуацию с доходами бюджета отмена "плоской шкалы", не известно. Велики риски того, что введение прогрессивной шкалы приведет к появлению новых схем сокрытия доходов гражданами и работодателями.
Похоже, что это прекрасно осознают и в Кремле, и Белом доме, чем, собственно, и объясняются непрямые ответы на предложение Civil 20 российского президента. Хотя в конечном счете все будет зависеть от ситуации с наполнением бюджета. В случае резкого сокращения его доходов, отмена "плоской шкалы" станет практически неизбежной.